Возможно, через политическую незрелость, а может, благодаря ментальной наивности, но украинцы остаются одним из самых инфантильных наций мира, пишет издание Захид.нет в статье "Инфантильная нация на коленях". Очевидно, именно в этом причина частого появления национальных «мессий», горьких политических разочарований и, в конце концов, кризисного политико-экономического положения страны.
Не сотвори себе кумира. Первая христианская заповедь, видимо, была написана специально для предостережения украинцев, но, к сожалению, никогда ими не выполнялась. Украинцы не испытывали бы таких тяжелых политических разочарований, если бы не имели склонности создавать себе кумиров, особенно среди профессиональных политиков. Корень этой ментальной проблемы кроется в присущей только детям чрезмерной доверчивости и идеализации популярных личностей, среди которых идеальных и святых почти не бывает. Англо-американская политическая культура отличается прагматизмом и рациональным холодным расчетом, по которому избиратели оценивают политика не столько за его личные психологические черты и харизму, как за соответствие пунктов его программы своим материальным интересам или нормативным запросам. Именно поэтому политологическая теория рационального избирателя, который всегда руководствуется прагматическими мотивами, вопреки ожиданиям политтехнологов, не работает в Украине.
Читайте также: Украина теряет людей. Это более ценный капитал, чем в офшорах
Наши соотечественники голосуют даже не за тех, кто им больше пообещает, а за тех, кто завоюет их сердца. Поэтому такие политики, как Олег Ляшко, Юлия Тимошенко, Петр Порошенко, в определенный период имели многомиллионную поддержку и огромный рейтинг. Украинский избиратель, вместо того, чтобы участвовать в реформировании страны и развитии демократии на местах, ждет политического мессию, который придет, наведет порядок и все изменит к лучшему. Эта наивная вера в политико-экономические чудеса, честных и благородных государственников, которые ни о чем личном не думают, как только о народе и любовь к родине, уже не одно десятилетие остается стержнем политической культуры нации и вектором ее электорального поведения. Таких политических мессий украинцы склонны наделять незаурядным умом, талантливыми способностями, разнообразными сверхспособностями и неподкупностью.
Во времена Оранжевой революции в западной Украине редко звучали трезвые голоса, предостерегающие не верить безоговорочно в Ющенко, как в национального мессию. Тех, кто так говорил, воспринимали как латентных регионалов, агентов Москвы. Они рисковали стать белыми воронами в провинциальном галицком райцентре. Порой можно было даже получить по морде только за то, что ты против Ющенко. И что говорить о массах, когда редко какой профессор, музыкант, врач, писатель или кто-либо из представителей интеллигенции 2004 года выступал против Ющенко – вся интеллектуальная элита страны была на его стороне. Лозунг «Ю-щен-ко!» миллионом голосов раздавалось над оранжевым Майданом, и больше, чем половина страны верила в мессианские свойства этого ничем не выдающегося, слабохарактерного и болезненного человека. А потом наступило горькое разочарование. Рейтинг Ющенко скатился до статистической погрешности, и украинцы забыли вчерашнего мессию. А сколько было конфликтов в украинских семьях, когда, например, дед был за Ющенко, а баба за Тимошенко, и сколько за это было избитого посуды на кухнях?
Читайте также: Почему Порошенко не меняет ЦИК Януковича?
Более поздними, хотя и менее масштабными кумирами украинцев на короткое время становились Дмитрий Булатов, козак Гаврилюк, Владимир Парасюк, Семен Семенченко, Юлий Мамчур, политические звезды которых неожиданно ярко вспыхивали, достигали зенита общественного восхищения и так же быстро угасали, как только общественность узнала больше о своих настоящих «героев». Дмитрий Булатов во времена Евромайдана даже был «жертвой» режима Януковича, многие украинцы считали его представителем новой генерации политической элиты, пока он не растратил огромный кредит народного доверия на министерской должности. Казака Гаврилюка украинцы считали чуть ли не эталоном честного, не коррумпированного, не испорченного бюрократизмом простого парня из народа, которому и надо давать власть в руки, пока он не начал говорить и не показал свои «способности».
Сегодня такой героиней является Надежда Савченко, но кто знает, как изменится общественное мнение о ней, когда Надежда выйдет из российской тюрьмы и станет политиком и депутатом фракции «Батькивщина»? Не повторится ли с ней «героическая история» «простого парня» Володи Парасюка, который вроде бы одной речью выгнал Януковича из страны, и революция победила? А потом он стал депутатом, начал кататься на квадроциклах с певицами, его видели на джипе, который предполагался для военных АТО, а вскоре появилась информация о получении им крупных средств от олигарха Игоря Коломойского. А когда начали говорить, что семья Парасюка за 2014 год заработала около миллиона гривен, а сам революционер начал втягиваться в систему украинской политики, народная эйфория пошла на спад.
Читайте также: Как лучше всего помочь Украине - The American Interest
Героями и мессиями меньшего масштаба сотни тысяч украинцев до недавнего времени считали ряд комбатов, волонтеров и участников АТО, перед которыми чувствовали сакральный пиетет, словно перед священными коровами. На прошлых парламентских выборах партии устроили настоящую охоту за атошниками, пытаясь любой ценой привлечь в свои избирательные списки «народных героев»: сотников Майдана, добровольцев, комбатов АТО. Многие граждане верили в масштабные изменения, которые принесет приход в парламент «людей из народа», которые прошли ад войны, в боях получили иммунитет от подковерных интриг и бюрократического очковтирательства, которые сами не будут воровать и другим не давать этого делать. Возлагались надежды и на боевое братство ветеранов АТО, которые вместе проливали кровь в одних окопах. Однако культ военных героев и вера в мессий-комбатов в камуфляжах имеют в Украине большие шансы на успех, чем кратковременные зениты славы политиков в костюмах.
Нация на коленях. Становиться на колени перед погибшими воинами из зоны АТО – типично украинская традиция. Безусловно, эти люди являются героями и заслуживают все надлежащие почести, однако есть ли аналоги такой традиции в других странах, в частности европейских? Американские морские котики SEALS и спецназ «Дельта» является едва ли не лучшими и самыми беспособными бойцами на планете. Они профессионально выполняют сверхсложные и невозможные боевые задачи. Но американцы не становятся на колени на похоронах американских солдат. В историческом контексте солдаты армии Наполеона сделали невозможное – завоевали всю Европу, но французы не опускались перед ними на колени. Они снимали шляпы. Моряки британского флота в XIX веке завоевали для империи около 25% планетарной суши, а во времена Второй мировой выиграли «битву за Британию», но британцы на похоронных церемониях не становились на колени – они клали руку на сердце.
Читайте также: Виталий Касько в интервью заявил про реванш старой системы
Если отложить розовые очки патриотизма и героизма, с точки зрения военной науки, украинская армия не выполнила возложенных на нее боевых задач: Крым потерян без боя, части Луганщины и Донетчины оккупирован бандами сепаратистов, под Иловайском страшный разгром, Донецкий аэропорт после героической обороны потеряно, Дебальцево оставлено. А украинцы склоняются перед каждым участником АТО, считая, что только за это ребят нужно назначать на должности, выбирать депутатами, уступать местами в очередях и автобусах. В каждой стране во все времена было общепринято уважать военных героев и ветеранов, быть им благодарными за защиту Отечества, оказывать государственную поддержку. Но не надо на них молиться.
Негероические герои. В конце концов, не стоит безоглядно считать героем каждого, кто вернулся из зоны АТО, учитывая коррумпированность бюрократии министерства обороны. Сегодня следует немало фактов про чиновников и прокуроров, которые, побыв несколько дней в административных границах Донецкой области, оформили себе удостоверения участников АТО. Соцсети подрывают овации от фотографий судей, которые якобы оставили пост и ушли добровольцами на фронт. Хотя вне поля зрения остается то, что статус участника АТО является эффективным иммунитетом от люстрации и проверок контролирующих органов. Благодаря ореолу добровольца, такой судья может не только продолжать занимать хлебную должность и брать взятки, но и считаться при этом «героем», которого теперь так легко с должности не устранить, поскольку это уже будет «посягательство на героя». А сколько в зоне случаев пьянства, мародерства, контрабанды, на которой неплохо зарабатывают некоторые патрульные блокпостов. Иногда водители военной техники ВСУ, будучи в нетрезвом состоянии, наезжают на женщин и детей, что приводит к человеческим жертвам, а в Константиновке Донецкой области такой инцидент привел к антиармейскому митингу местных жителей. Даже военное командование вынуждено признавать, что часть погибших в АТО, в основном на подрывах мин, произошла из-за употребления алкоголя.
Не секрет и то, что много известных волонтеров неплохо обогатились на своей благотворительной деятельности: купили себе автомобили, квартиры, сделали ремонты, присвоили часть денег и вещей, а что-то перепало даже бойцам на фронте. Украинская армия не идеальна, ведь является продуктом и отражением своего общества, со всеми его недостатками и грешках. Если в повседневной жизни украинцев имеют место коррупция, взяточничество, кумовство, стремление к обогащению, халтура и выпивка, то и на фронте, а особенно в условиях сидячей войны, такие вещи ярко проявляются.
Читайте также: Система как была, так и остается незыблемой
На колени перед ветераном! А в Украине перед военными становятся на колени, и не только перед погибшими. Так, в Днепропетровске 2014 года сотни жителей города стали на колени перед киборгами Донецкого аэропорта, которые прибыли на ротацию. На коленях встречают украинских солдат сотни жителей Галичины и Прикарпатья. Стала на колени перед героями АТО, поблагодарив их за смелость и отвагу, известная украинская певица Анастасия Приходько, и ее примеру следуют многие представители украинского бомонда на торжественных мероприятиях. Коленопреклонение стало своеобразной формой благодарности, признания и восхищения нашего народа своими защитниками и не воспринимается как нечто крамольное. А как себя чувствуют люди, которые несмотря на общую окружающую атмосферу преклонения не хотят становиться на колени хотя бы потому, что земля грязная? Как смотрят те, кто уже склонился перед защитниками, на тех, кто посмел этого не сделать?