Жесткий разгон противников концерта одиозной певицы Ани Лорак, который произошел 3 августа в Одессе, в очередной раз показал, насколько прочно в украинской милиции укоренилась «жажда крови», пишет Захид.нет.
Люди в погонах, войдя в раж, обрабатывали дубинками даже гражданина, который лежал без сознания. Все разумные люди осознают, что «костоломную лавочку» давно пора закрыть. Но чем ее заменить? И как это сделать?
Советник украинского президента Юрий Луценко сравнил милицейское ведомство, которое еще недавно сам возглавлял, со сталинской машиной для истязания граждан: «Это НКВД, которое торгует своими полномочиями». Чтобы уйти от такой ситуации, нужно, как считает экс-министр, принять новый закон о национальной полиции». По его словам, ведомственный институт МВД уже разработал соответствующий законопроект, он «лежит на столе» у руководства Министерства. Принять, мол, его нужно в ближайшее время.
«Что это даст? - Рассуждал недавно господин Луценко в эфире телеканала "Интер". - Не только новые полномочия, но и новые формы контроля над полицейскими, а главное - набор нового персонала через детектор лжи. Другого способа изменить эту систему нет. Нельзя туда вливать некоторые антитела, надеясь, что они обеззаразят организм. Требуется полное переливание крови».
Читайте также: Как реформировать милицию в Украине правильно
Можно подумать, что люди, которые пришли к власти в результате Революции достоинства, взяли курс на грузинский вариант реформирования органов правопорядка Украины. Это могло бы выглядеть весьма обнадеживающе, если бы не парочка «но».
«Но» первое: смущает то, что автором законопроекта о полиции является ведомственный институт МВД. Много лет такие структуры тратили немалые государственные средства, чтобы рожать кучу ненужных бумаг. Впрочем, пардон - для кого-то те бумаги оказались весьма кстати: именно на их основе взошли и расцвели буйным цветом чрезвычайно востребованные определенными силами «бандитские» привычки правоохранителей. И вот милицейские ученые якобы поумнели и предложили новую, более совершенную концепцию одного из главных правоохранительных органов страны.
Кто поверит, что ведомство, которое скомпрометировавшее себя неоднократно, станет рубить ветку потолще, на котором сидит? Верить в такое - все равно, что надеяться на превращение обезьян из зоопарка в людей по постановлению правительства. В схожую нелепость, кстати, не верил даже такой сомнительный законодатель, как регионал Владимир Олийнык. «Говоря о реформировании МВД, - заявил он в эфире телеканала ICTV в сентябре 2013 года, - прежде всего нужно вспомнить, что было сделано для этого в течение 22 лет независимости Украины, какие законы были приняты. Ведь сама милиция себя не реформирует». Далее следовали традиционные слова о конкурсном наборе в милиции, повышения престижа профессии, обучение кадров. Эту «песню» Партия регионов тянула все годы пребывания у руля. В итоге подконтрольные ей «правоохранители» настолько «реформировались», что однажды кровожадно набросились на участников мирной студенческой акции, а затем беспощадно, как сайгаков в степи, отстреливали людей на Евромайдане...
Из Партии регионов в реформировании органов правопорядка запрос особенный, ведь это - не партия, а организованная преступная группировка, маскирует свои истинные цели политикой. Однако и в других предыдущих властных команд в Украине не нашлось политической воли для преобразования милиции из структуры защиты чиновничье-криминальных сообществ от закона в орган, защищающий население от произвола чиновников и криминалитета.
Читайте также: Милиция - враг №1 украинского общества
Времена, когда тот же Луценко был главой МВД, кардинально реформировать ведомство никто даже не пытался. Появится ли воля для этого у новой украинской власти? К сожалению, это пока открытый вопрос. На сегодня путь, которым идут бенефициары Евромайдана в деле реформирования правовой системы, не представляется корректным и уважительным в отношении общества. Ведь даже ведомственный законопроект власть могла бы вынести на суд общественности. Люди имеют право знать, что им готовят чиновники.
Примут ли граждане нововведения в той мере, что смогут жить с полицией в мире и согласии? Много ли желающих найдется надеть мундир полицейского, над которым будет висеть Дамоклов меч общественного контроля? Как эффективно организовать такой контроль? Вопросов много. Но власть не спешит раскрывать населению свои карты - сообщения в СМИ на тему реформы милиции очень обтекаемые, с них мало что можно понять. Что-то готовят ... А что? Чем это на практике обернется для людей? Граждан держат в неведении. А в это время законопроект о полиции лежит под сукном у главы МВД господина Авакова; возможно, его читают и другие высокопоставленные «менты». Все читают и читают... Смотри, келейно что-то и придумают, как сгладить для себя последствия реформы.
В чьих руках сейчас находится судьба милиции, наглядно показывает такой факт. Став после Евромайдана главой МВД, долларовый мультимиллионер Аваков, по версии журнала «Фокус», назначил своим первым заместителем Владимира Евдокимова. В министерстве тот не новичок, успел там поработать практически при всех составах правительств и президентов. Тоже - не из бедных. В оккупированном Крыму, сообщали СМИ, у вечного бюджетника стоит престижная 23-метровая яхта «Marquis 690». И все бы ладно, но в декларации Евдокимова это транспортное средство стоимостью в несколько миллионов «зеленых» почему-то не значится. Возникает естественный вопрос: откуда дровенята? А все, похоже, оттуда же. В СМИ неоднократно появлялась информация, что генерал-полковник милиции Владимир Евдокимов связан с криминалитетом. В дополнение ко всему совсем недавно сотрудник СБУ, который пожелал остаться неизвестным, сообщил о связи поклонника элитных яхт с луганскими сепаратистами ...
Читайте также: Люстрационный комитет: Люстрация в Украине провалена
Конечно, закон о полиции будет принимать не такая «шайка-лейка», а Верховная Рада, и, скорее всего, новая. Но, во-первых, как считают многие политологи, нет никакой гарантии, что новоизбранный парламент Украины окажется более принципиальным, чем нынешний: существует большая вероятность того, что выборы будут проходить по старым правилам, подретушеванные с учетом потребностей нынешней властной верхушки. Во-вторых, коррумпированность украинского истеблишмента настолько глубокая, что может запросто поглотить любого политика, и быстро ее не изжить...
С аналогичной проблемой может столкнуться и при реформировании органов прокуратуры и суда, без чего нововведения в милиции сведутся к простой смене вывесок. Обещанные новой властью обновленные законы, которые регулируют всю правовую систему страны, будут разрабатывать с участием АПУ, КМУ, КСУ, ГПУ, ВСЮ, ВСУ... Во всех этих структурах сидит немало людей «из прошлого», тех, кто верой и правдой служил автократу Кучме, предателю Майдана-2004 Ющенко и бывшему зеку Януковичу; тех, кто выносил сомнительные постановления и судебные решения, вскрывал казну и «крышевал» криминальный бизнес. По украинской «традиции», многие из этих людей связаны кумовством или непосредственной родственностью, имеют совместный бизнес. Смогут ли они преодолеть личные интересы, чтобы выстроить такую правовую систему, которая при определенных обстоятельствах могла бы без лишних сложностей сместить с должности и привлечь к ответственности любого госчиновника, включая их самих? Вы можете надеяться, а лично я - пока что воздержусь.
Второе «но» насчет обещанной реформы органов правопорядка можно сформулировать так: нынешние «отцы» украинской нации лукаво игнорируют то, чего настойчиво требовал народ во время революции. Все перечислять сейчас не буду, назову лишь одно из главных требований Евромайдана - люстрация. Судя по некоторым заявлениям высоких чинов, проводить ее в Украине не собираются или собираются проводить только для очковтирательства.
Например, президент Порошенко считает, что лучшей люстрацией власти должны стать парламентские выборы. Об этом он сказал в июле во время встречи с представителями общественных реформаторских движений. «Борьба с коррупцией не должна вырождаться в абсолютно бессмысленные, бессодержательные люстрационные законы, которые только в действительности цементируют коррупцию», - заявил глава государства. По его убеждению, народ сам должен определять, кого выбирать.
Все это, мягко говоря, очень спорно. Ведь никто не предлагал и не предлагает принимать «нелепый, бессмысленный» закон о люстрации. Наоборот, его можно принять с учетом богатого опыта ряда европейских стран, где успешно проведена люстрация, стремительно продвинуло эти страны вперед. Поэтому господин Порошенко немного передернул, и настоящие друзья президента могли бы его исправить, а не стыдливо отводить глаза.
Читайте также: Служба финансовых расследований: правительство выращивает монстра
Немалые сомнения и относительно истинности волеизъявление народа во время выборов. В Украине же пока и близко нет высокой избирательной культуры. Избирательные кампании в стране практически всегда сопровождаются популизмом (читай: обманом людей), использованием не очень чистых избирательных технологий, подкупа избирателей и административного ресурса.
Социологи прогнозируют, что до нового парламента может, например, пройти Радикальная партия. А за какие заслуги? А ни за какие! Просто ее лидер очень ловко вел пиар-кампанию в зоне АТО, громко скандалил в Раде. Грамотные политтехнологи превратили узнаваемость политика в рейтинг. Но будет ли от этого польза стране и народу - большой вопрос.
По высказываниям политиков относительно люстрации можно судить, что ее боятся именно те, кто формально подпадает под нее. Сопротивление чиновников в этом направлении будет очень упорным и жестоким. Но активистам Евромайдана, тем структурам, которые еще функционируют, следует понять: без выполнения этого требования восставшего народа большинство реформ в Украине будут едва теплиться и глохнуть в высоких кабинетах.
Без люстрации небольшая надежда и на то, что реформа органов правопорядка пройдет успешно, и в результате нее родится полиция, которую народ будет уважать и всячески ей помогать. Вон российское МВД сменило вывески, потратив не один миллиард рублей. А «менты» как были врагами народа, так и остались, только звать их стали так, как звали во время войны пособников фашистов, - «полицаями». И дубинки «полицаев» еще сильнее застучали по телам и головам граждан. Стоит ли тратить силы и деньги на такую «реформу»?