За несколько недель Украина превратилась в отсталую тиранию третьего мира. Людей похищают прямо с улиц и увозят в неизвестных направлениях, пациентов забирают из больниц служащие спецподразделений и передают людям в штатском, после чего те исчезают.
Под прикрытием милиции безнаказанно действуют банды мародеров, милиция ведет себя как каратели: охотится на журналистов, жестоко бьет пожилых людей и позирует на фоне искалеченных, начато практику заочных судов без согласия и даже ведома обвиняемых, властные коррупционеры кичатся безнаказанностью, власти цинично покрывают противоправные поступки своих вассалов, клеймят оппозицию и беззастенчиво врут международным наблюдателям. Закажите надежные и красивые натяжные потолки здесь.
Мы оказались в одном ряду с Гвинеей, Угандой, Гаити, Зимбабве, Нигерией, Сомали. Знаменитое «покращення» превратилось на возвращение в середину прошлого века в карибском бассейне, в Африке 70-х.
Читайте также: В Украине де-факто введено чрезвычайное положение?
Появление организованных банд погромщиков, которые действуют под прикрытием милиции и по прямым указаниям власти, органично смотрится в рамках этой политики. Со времен Трухильо, Дювалье и Ади Амина тираны не придумали ничего нового, впрочем и те следовали лишь образцам управления колонизаторов. Самое страшное наследие колониализма - колониальное мышление.
Из-за кризиса управления, власть прибегает к террору. Использование отрядов погромщиков, которые действуют под политическим прикрытием власти и с демонстративного попустительства милиции, свидетельствует о том, что власть оказалась в тупике. Позитивного выхода из кризиса управления не существует. Компромисс внутренне не приемлем, а ресурсов для решения кризиса больше нет. В силу вступает модель авторитарного правления. С отрешенностью от общества и попытками контроля с помощью террора.
Развитие дальнейших событий в целом прогнозируемо и довольно пессимистично, но варианты зависят от ряда внешних и внутренних факторов.
Новость, которая вдохновляет исторически, заключается в том, что ни один режим не устоял благодаря использованию такого инструментария, как наемные громилы и провокаторы, известные у нас как титушки. Так же как и ни один режим не пережил таких протестов, как современные протесты в Украине.
Иногда, правда, крах режимов приводил к разрушению государства и безвозвратной деградации общества. Для реализации такого пессимистического сценария, как правило, требуется одно условие: предварительная насильственная унификация общества, например, этническая или идеологическая.
Переход тонкой грани между люстрацией и дискриминацией приводит в постколониальных странах к повышению уязвимости в отношении рисков, связанных с авторитарным правлением.
Читайте также: «Великая украинская деградация». Как спасти Украину?
Наше разнообразие - залог нашего выживания. Надежды на то, что мы избавимся от наследия прошлого (или пятой колонны) и наконец заживем счастливо - опасная ошибка. В этом смысле любая ксенофобия и националистическая демагогия являются смертельно опасными.
Впрочем, установившееся расслоение нации, сосуществование нескольких квази-наций в рамках одного государства (например, «совков» и «европейцев» или «украинцев» и «малороссов»), может стать отдельной угрозой эскалации конфликта. В частности, при использовании властью отрядов погромщиков.
При наличии системной внешней поддержки, такие отряды, используя существующую социальную базу - квази-нацию - могут превратиться в этнически и идеологически мотивированные повстанческие армии. А при связях с криминальным миром - в мафиозные армии. Тогда конфликт может принять затяжной характер.
Опять же, это не спасет, ни повстанцы, подпитываются извне, ни преступные вооруженные отряды власть поддерживать не станут. Скорее наоборот - они заинтересованы в слабой, ничего не контролирующей центральной власти. Но долгосрочный социальный конфликт нам обеспечен.
Власть должна понимать простую истину: никто защищать их не собирается. Для нанятых ими бандитов эти акции представляют лишь один интерес - безнаказанно совершать обычные преступления, а кроме того, возможно, получить дополнительный доступ к оружию.
Власть использует, обманет и уничтожит преступников. Деклассированным наемникам также следует знать некоторые базовые вещи.
Власть не планирует использовать отряды погромщиков в долгосрочной перспективе, если их действия несут насильственный характер. Это означает, что он них очень быстро отрекаются, и никакого системного прикрытия не предоставляют. Более того, после определенного момента, например, слишком одиозных акций, или выполнения конкретного силового задачи, «дружинники» могут оказаться легальной целью полиции. Снисхождения не будет - их существование само по себе компрометирует власть, а значит, они должны быть уничтожены.
Во-вторых, власть никогда не выполняет своих финансовых обязательств перед погромщиками. Тогда они или рассеиваются, или кормятся из добычи. То есть становятся традиционными грабителями и мародерами. В зависимости от сопротивления среды - от уровня самоорганизации общества, они могут стать или символом тотального террора, или объектом охоты граждан. Это означает спорадические столкновения между отрядами самообороны и бандами титушок.
Читайте также: Янукович связан с Россией «семейным бизнесом»
Банды мародеров, которые охраняют администрации и бесчинствуют под прикрытием милиции, должны быть готовы к тому, что уже завтра их бросят, не заплатив. И они окажутся между отрядами самообороны ограбленных и избитых ими граждан и милицией. И те и другие с одинаковым рвением будут ловить и уничтожать их. Вся их добыча будет составлять магнитолу, украденную из сожженной машины. Достаточная ли это плата за потерянную жизнь и страну?
К сожалению, история не предполагает ни одного стопроцентно положительного сценария в случае искусственного натравливания авторитарной властью одной группы граждан на другую.
Что надо делать?
Во-первых, следует признать, что самоорганизация - единственно эффективный способ противодействия неправовым действиям власти, в частности, способ защиты от мародеров на локальном уровне.
Жизненно важный отказ от априорной дискриминации: призывов к этническому разделению, шельмование оппонентов, геноцида. Мы разные, и ради сохранения целостности должны искать общую платформу.
Однако не менее важен и отказ от криминальных методов решения кризиса на всех уровнях. Это то, что принимать нельзя. Такой отказ требует максимальной прозрачности при принятии общественно значимых решений.
При этом, исходя из существующего уровня напряженности, необходимости поиска общей платформы и обеспечения прозрачности принятия решений, следует обратиться к авторитетным международных посредникам для переговоров.
Исторический опыт постколониальных стран показывает, что другие пути приведут нас к глубокому долгосрочному кризису и постепенной социальной деградации.
Автор: Юрий Костюченко - эксперт по вопросам безопасности, ведущий научный сотрудник Научного центра аэрокосмических исследований НАН Украины для Радио Свобода.