Пока СМИ спекулируют о вероятности введения в Украине чрезвычайного положения, власть уже де-факто действует в соответствующем режиме, убеждены аналитики. Об этом свидетельствуют действия силовиков в ряде регионов Украины.
Массовые аресты, похищения людей с улицы, перекрытия подступов к отдельных кварталов, усиленная проверка документов, ограничение свободы передвижения и запрет массовых мероприятий - все это является признаками, характерными для страны, где введено чрезвычайное положение. В течение многих недель такие вещи происходят и на улицах украинской столицы и в отдельных регионах страны, хотя чрезвычайного положения в стране не объявлено официально.
То, как "работает" сегодня власть и силовые органы доказывает, что в Украине по-сути чрезвычайное положение, говорит аналитик Института евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач. Чрезвычайное положение действует в Крыму, в отдельных восточных регионах и фактически в центре Киева. "Власть находится в чрезвычайном положении, правительственный квартал блокируют бетонными плитами, людей избивают, судят и задерживают. Это состояние продиктовано чрезвычайным страхом, который испытывает власть", - говорит Горбач.
Читайте также: Янукович связан с Россией «семейным бизнесом»
Крымские СМИ сообщили, что силовики организовали проверку документов всех пассажиров поезда Львов-Симферополь, который утром, 28 января, прибыл в Симферополь. По свидетельству очевидцев, особых объяснений своим действиям милиционеры не давали и направляли всех пассажиров автобус. По официальной версии милиции, проверку проводили из-за информации, что в Крым едет группа экстремистов из Львова. Тотальный досмотр документов - это очередное подтверждение, что чрезвычайное положение де-факто таки действует, говорит Владимир Горбач.
Еще несколько дней назад власти имели серьезные намерения узаконить чрезвычайное положение в Украине, говорит собеседник, но ей не хватает голосов в парламенте в поддержку этого решения. В конце концов, говорит эксперт, для введения такого режима Украине не хватит силового ресурса. Потому чрезвычайное положение предусматривает специальные меры: усиление охраны объектов, магистралей, государственных органов власти на местах и все такое.
В конце концов, говорит Горбач, власти никакие ограничения не помогут, повстанцы массово игнорировать все предписания. А привлечение военных подразделений лишь усугубит ситуацию, потому что у людей на баррикадах тогда может появиться оружие.
В том, что вооруженные силы Украины никак не помогут властям в нынешних условиях также уверен военный эксперт Владимир Гулима. "Законом предусмотрено, что военных в условиях чрезвычайного положения можно привлекать лишь в двух случаях: при массовом пересечении границы и эвакуации населения. Возможно, еще для усиления охраны стратегических объектов - и все", говорит Гулима.
Читайте также: Концепция власти: своим - все, врагам - закон
Следовательно, от военных помощи не много, уверяет он, а вот последствия появления военной техники на улицах могут быть непредсказуемыми. В конце концов, это прекрасно понимает военное командование и пытается отмежеваться от процесса. "Более того, я уверен, что ни один генерал не возьмет на себя ответственность и не будет выполнять устных приказов. Без официального документа никто не сдвинется с места, потому что в армии другие порядки", - объясняет военный эксперт.
"На руку" власти не сыграет и территориальный принцип разделения армии, когда офицеры и призывники служат фактически по месту жительства, говорят аналитики. "И не известно, как себя могут повести армейцы западных регионов, получив незаконные приказы. К тому же, не секрет, что украинская армия плохо оснащена и деморализована", - отметил Владимир Гулима.
Однако, несмотря на публичные заявления министра обороны, военные держатся в стороне от политических перипетий в столице и, согласно Конституции Украины, не могут быть задействованы, Генеральный штаб ВСУ инициировал обращение к президенту Виктору Януковичу. В обращении личный состав "призвал верховного главнокомандующего принять все меры для нормализации ситуации". Эксперт назвал это заявление абсолютно незнчущим, которое инициировано с одной целью - продемонстрировать на бумаге министерскую преданность действующей власти.
По материалам: DW