«Над Киевом безоблачное небо». Как сдают украинскую армию

Украинская армияСамыми больными проблемами чрезмерно большой армии Украины является высокий уровень коррупции, низкий уровень социального обеспечения, а также устаревшая структура, которая не принимает во внимание существующие вызовы безопасности, пишет Nowa Europa Wschodnia.

Периодически украинская власть делает определенные шаги, которые имеют целью продемонстрировать желание реформировать Вооруженные Силы. Последний из них - утвержденная Советом национальной безопасности и обороны Украины в сентябре 2013 года Государственная Программа комплексных реформ и развития Вооруженных Сил на период до 2017 года - довольно амбициозная.

Ты нужен Родине!

Самым важным и заслуживающим внимания реформаторским проектом являются планы, которые касаются создания профессиональной армии, а также уменьшения общей численности Вооруженных Сил Украины. В 2017 году армия должна насчитывать 122 тысячи человек (включительно с гражданскими сотрудниками), что по сравнению с нынешними 180 тысячами означает значительное сокращение.

Слабой стороной проекта уменьшение численности Вооруженных Сил является ее социальный аспект. Из 42 тысяч военных, которых намерены перевести в резерв, только 21 тысяча будет иметь право на получение социальных гарантий, а также будут участвовать в программе переквалификации. Итак, на улице окажется 21 тысяча человек, которые не будут иметь средств существования, но будут знать, как обращаться с оружием. Однако в реальность даже того, что 21 тысяча «счастливчиков» получат реальную помощь после окончания службы, могут верить только неисправимые оптимисты. Для того, чтобы обеспечить такую помощь нужно на такие цели выделить 100 миллионов гривен, а в 2013 году было выделено лишь 50 тысяч.

Читайте также: Преимущества европейской интеграции Украины в иллюстрациях

Еще более курьезным выглядит утверждение, что это не Министерство обороны, а Министерство социальной политики должно помогать адаптации резервистов «на гражданке». Кроме того, отвечать за них должен Департамент социальной помощи пострадавшим в результате Чернобыльской аварии и другие. Уже сам факт, что их трактуют как «другие» показывает, каково отношение к ним государства.

Кроме того планируется, что зарплата лейтенанта возрастет до 650 долларов. Эксперты Научно-исследовательского центра армии, конверсии и разоружения в Киеве скептически оценивают шанс проекта, хотя если бы даже удалось его реализовать, даже от такой зарплаты не будут в восторге. Аналитики обращают внимание на то, что в соседней России лейтенант получает около 1600 долларов, а о заработных платах военных в странах НАТО лучше вообще не вспоминать.

Такие большие планы это хорошо, однако обстоятельства свидетельствуют, что они не имеют никаких шансов на реализацию. Основанием для этого являются конечно финансы, которые Кабинет Министров выделяет Министерству обороны очень неохотно. Правительство каждый раз Минобороны выделяет все меньше средств, несмотря на то, что заявляет оно значительно больших суммах. Судя по проекту бюджета на 2014 год из «заказанных» 20 миллиардов гривен, Министерство обороны получит еще меньше, чем в прошлом году - 14,56 миллиардов. В конце концов, заказные минобороны 20 миллиардов и так достаточно малая сумма; их не достаточно не только на воплощение таких амбициозных реформ, но и на эффективное функционирование уже существующих Вооруженных Сил.

Другой проблемой, которую не удалось решить в течение двадцати лет является жилищный вопрос: очередь на жилье настолько велика, что никто в здравом уме на него уже не расчитывает. В соответствии с Белой книгой 2011 года 45 тысяч семей военнослужащих требует немедленного решения жилищной проблемы. Такие данные не сдерживают кадровое руководство от коррупционных махинаций с жильем...

Читайте также: Transparency International: Украина борется с коррупцией фиктивно

Украинский военно-промышленный комплекс имеет потенциал, которому могут позавидовать многие развитые государства. При условии достойного финансирования и интереса со стороны власти, этот сектор мог бы стать локомотивом технологического развития Украины. Чтобы такой сценарий сбылся, нужно решить две основные и тесно связаны проблемы украинского ВПК: зависимость (а точнее взаимозависимость) от России, а также дефицит новых технологий, которые могут прийти только с Запада.

Уже давно известно, что Москва постоянно пытается стать независимой от Украины: начать производственный процесс, который ранее, еще в рамках бывшего Советского Союза выполнялся над Днепром. В течение последних лет российский ВПК имел определенные успехи в этом процессе. В то же время, Киев успешно искал других партнеров на мировом рынке - стоит отметить довольно медленно, хотя систематически укреплял сотрудничество с западными компаниями. Договоренности от 17 декабря в Москве могут такие процессы существенно приостановить.

В России главным «идеологом» независимости от Украины является вице-премьер Дмитрий Рогозин. Его медийная активность в украинском направлении в течение многих месяцев сводилась к представлению ВПК Украины как неполноценного - часто с помощью манипуляций и искажения информации, которые под конец ноября публично заявил директор Завода им. Антонова Дмитрий Кива. Все это происходило на фоне замораживания совместных украинско-российских проектов, а также путем блокирования Россией импорта украинских товаров. Такие действия были одним из многих элементов давления на Киев в вопросе подписания Соглашения об интеграции с Европейским Союзом.

Довольно неожиданно, в начале декабря 2013 года, Рогозин прибыл с визитом в Украину, во время которого ему было представлены ключевые украинские объекты: а именно Завод Антонова, «Турбоатом» в Харькове, днепропетровский «Южмаш», николаевские судостроительные заводы. Эксперты сразу начали спекулировать о будущих соглашениях в сфере ВПК. Такие спекуляции подтвердились 17 декабря в Москве, когда в присутствии президентов двух стран был подписан целый пакет документов.

Читайте также: Йошка Фишер считает, что независимость Украины - основа безопасности в Европе

Такие соглашения могут свидетельствовать о том, что Киев прогнулся под давлением Кремля и довольно легко согласился на роль тыловика в производственных процессах российского ВПК. Учитывая характер этих документов (меморандумов), кажется, что это только начало тяжелых украинско-российских переговоров относительно условий будущего сотрудничества. Условия, которые до этого ставила Москва были неприемлемы даже для пророссийски настроенных владельцев некоторых объектов. Однако сам факт начала таких разговоров однозначно свидетельствует, что Киев отказывается даже теоретически искать альтернативных партнеров и направлений развития сектора (по крайней мере временно).

Доказательством того, что только крепкая позиция в отношениях с Россией может дать широкие возможности для развития, есть пример завода «Мотор Сич» в Запорожье. Помимо прочего он выпускает уникальные двигатели для самолетов и вертолетов, а также газовые турбины, без которых не может обойтись российский ВПК. Во второй половине прошлого года, когда усилилась торговая война со стороны Кремля, а недопуск на российский рынок украинского ОПК был ключевым в заявлениях Москвы, «Мотор Сич» без каких либо проблем реализовывал контракты с партнерами из России.

Однако кажется, что украинская власть не намерена перетруждаться и пытаться укрепить собственную оборонную промышленность. Каждый раз понятнее становится то, что она воспринимает ее как дойную корову, с которой легко и быстро можно скачать немалые средства, а если даже такие возможности исчезнут, не колеблясь выложит ее на стол переговоров с «братской» Москвой. Символично, что Рогозин после возвращения из Украины в своем профиле в Twitter перефразировал лозунг испанских повстанцев тридцатых годов, которое согласно легенде означало сигнал к действиям: «Над Киевом безоблачное небо».

На службе народу...

В статье 17 Конституции Украины говорится: «Вооруженные Силы Украины, а также другие военные формирования не могут никем использоваться для ограничения прав и свобод граждан или с целью изменения конституционного строя, устранения органов власти или препятствования их деятельности». Однако, в течение последнего года имели место по крайней мере два примера, которые могут (хотя не должны) свидетельствовать о попытке нарушения этой статьи.

Первый такой тревожный случай произошел в январе 2013 года. Тогда Указом Президента Украины Государственная служба по чрезвычайным ситуациям была подчинена Министерству обороны. Среда экспертов сразу отреагировало удивлением, несмотря на то, что организация, которая отвечает за внутреннюю безопасность страны подчинено Минобороны, которое должно заниматься внешними угрозами безопасности. Появились подозрения, что через Службу по чрезвычайным ситуациям власть может использовать армию для решения внутренних проблем страны - например политического характера. Масла в огонь подлил проект бюджета на 2014 год, в котором Министерству обороны предлагают меньшие расходы, чем это было в прошлом году, однако на большую поддержку может рассчитывать Служба по чрезвычайным ситуациям (выделенная в бюджете отдельной строкой).

Читайте также: Украинская экономика в 2013-м: без "улучшения"

Опасения экспертов и журналистов подтвердились во время последних уличных протестов. По информации СМИ, в центре Киева находился подразделение, который принадлежит к Службе по чрезвычайным ситуациям, а ее сотрудники также предоставляли оборудование (котлы, полевые кухни) во время пропрезидентских акций в Мариинском парке. Окончательно установить достоверность этой информации достаточно сложно, но то, что об этом громко заявляли осведомлены в этой теме политики - бывшие министры обороны и министерства чрезвычайных ситуаций, Анатолий Гриценко и Виктор Балога - дает основания задуматься.

Второй раз беспокойство вызвали события осени прошлого года. Недавно от исполнения служебных обязанностей был отстранен высокопоставленных руководителей в Генеральном штабе - адмирала Игоря Кабаненко (впоследствии освобожден), а также генералов Юрия Думанского и Валерия Аскарова. Поводом для такого решения были выявления превышения служебных обязанностей во время распределения служебных квартир, а также будто бы раскрытия государственных тайн. Относительно коррупционных обвинений, большинство экспертов подчеркивает их гротескность: поскольку к коррупционным действиям причастны большинство генералов, то почему должны соответствовать именно эти? Что же до другого обвинения, история представленная СБУ, которая занялась делом, имеет очень слабые фактографические основания, что порождает еще больше вопросов.

Появилось несколько версий относительно мотивации таких действий. В первой из них говорится о желании недопущения прозападных изменений в армии, которые якобы поддерживали указанные чиновники. Однако, по мнению аналитиков, этот вариант не выдерживает критики - ни Кабаненко, ни его заместители никоим образом не отличались реформаторскими желаниями (кроме того, факты свидетельствуют, что на реальную модернизацию армии не стоит рассчитывать в ближайшее время). Вторая версия полностью исключает первую - в соответствии с ней руководители были отстранены из-за своей пророссийской направленности, в рамках обострения украинско-российского диалога. Факт, что инициатором кадровых решений была СБУ, во главе которой находится пророссийских взглядов Александр Якименко и он этого не скрывает, позволяет отбросить такой сценарий. Наконец самой правдоподобной выглядит тезис о банальной борьбе за влияние между СБУ и Генеральным штабом. Однако некоторые аналитики заметили, что такая борьба может иметь скрытый подтекст, который заключается в желании заполнить следующие должности командующих верными людьми, который не колеблясь выполнят любую команду с горы.

***
Пока не хватает однозначных доказательств в подтверждение приготовления к возможному использованию армии во внутриполитических целях, хотя описанные выше явления могут и должны беспокоить. А потому, нужно тщательно наблюдать за последующими кадровыми назначениями - особенно в свете последних уличных протестов, которые имеют место в стране в течение последних месяцев. Пример МВД показывает, что назначение на руководящие должности лояльных людей в столичной милиции «привели» к использованию отрядов специального назначения «Беркут». Если подтвердятся спекуляции и применения аналогичной схемы армии, которые сейчас рассматриваются, то это сумасшедшие идеи, которые имеют мало шансов на успех. Несмотря на постепенную деградацию Вооруженных сил Украины, мораль и ценности и в дальнейшем остаются на высоком уровне. И смена кадров «на горе» не много там изменит.

Каждый раз правдоподобнее выглядит тезис о попытке сэкономить на армии под видом ее модернизации. Это же касается и отношения власти к ВПК и использования его как инструмента в раскладах с Россией. Став заложником, украинский оборонный сектор будет лишен шанса на оптимальное использование своего потенциала. Принимая во внимание тот факт, что Виктор Янукович в настоящее время сосредоточился на удержании власти после 2015 года, не построение сильной армии является единственным его приоритетом. К сожалению, нельзя исключать, что хозяину Межигорье она нужна на самом деле для совсем других целей.

Автор: Павел Кост

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки