Решение президента Франции Олланда о военном сотрудничестве с Россией и заявление президента Европейской комиссии Юнкера о готовности ЕС рассмотреть сближение с Евразийским союзом заставили целый ряд международных обозревателей выступить с предупреждениями в адрес Запада.
Как известно, президент Европейской комиссии Юнкер обратился с письмом к президенту России Владимиру Путину, в котором заявил, что попросил Европейскую комиссию изучить возможные варианты экономического сближения Европейского Союза с Евразийским союзом, возглавляемым Россией.
Евросоюз забыл про Крым
В своем письме к Кремлю, Юнкер также выразил сожаление по поводу того, что Брюссель и Москва в течение последнего года «не имели возможности развивать партнерские отношения». «Соответствующее решение и обстоятельства, при которых можно будет перейти к его воплощению, будут зависеть от решений стран-членов ЕС и, в частности, должны синхронизироваться во времени с выполнением Минских соглашений», - подчеркнул Юнкер.
Читайте также: Украина или Сирия? Мнения западных экспертов
Впрочем, даже несмотря на предостережения относительно выполнения Минских соглашений, как обязательного условия изменения отношения ЕС к России, некоторые обозреватели восприняли заявление Юнкера как признак того, что Запад начинает поддаваться мастерски выстроенной внешнеполитической линии Кремля. «Юнкер даже на вспомнил Крым, когда искушал Путина обещанием более тесных связей между Евразийским Союзом и ЕС», - пишет в Твиттере сегодня корреспондент The Wall Street Journal Томас Гроув.
Если в ЕС забыли Крым, значит расчет Путина уже оправдывается. По мнению многих обозревателей, расчет Кремля сводится к следующему - обменять сотрудничество с Западом по Сирии на снятие санкций с России, наложенных за ее агрессию против Украины. «Москва, очевидно, надеется на достижение соглашения с Западом, по условиям которого в обмен на сотрудничество в решении сирийского кризиса, будут ослаблены санкции, введенные против России в связи с событиями в Украине», - так суть последних шагов Кремля на международной арене резюмирует на сайте аналитического центра Kennan Institute Максим Трудолюбов.
Сейчас, за считанные дни после трагедии в Париже, желание Запада любой ценой наказать виновных, решить сирийский кризис и прекратить поток беженцев в Европу является чрезвычайно сильным. Однако «союз» с Россией в этом вопросе будет иметь большую цену - предупреждают эксперты. «Если Запад все-таки обратится к России с просьбой присоединиться к военной операции коалиции против ИГИЛ, в обмен Путин захочет получить ряд значительных уступок. Среди требований может быть и облегчение санкций в отношении России. Вероятно, ведущие западные дипломаты пойдут на это, чтобы позволить продолжение «мирного процесса», но тем самым вызовут раскол в НАТО, ведь для стран Восточной Европы это будет означать, что их собственные проблемы с Россией игнорируются Берлином, Парижем и Римом», - пишут Джеффри Гедмин и Гари Шмитт на страницах влиятельного The Wall Street Journal.
Читайте также: Нормандская черверка дала Порошенко пощечину и отправила выполнять план Мореля - обозреватели
Приманка сближения с Россией на почве совместной борьбы с терроризмом заключается еще и в том, что предложит гражданам Запад достаточно простое толкование событий в мире - цивилизация объединяется против варварства. Поверить в подобную идею проще, чем разбираться в деталях политических и экономических процессов в России, сути путинского ревашнизму и потому, что страны «бывшего СССР» не хотят в СССР новый.
Сближение с Россией под лозунгами совместной борьбы с террором может быть не только более простым для широкой общественности, но и понятным для ведущих политиков.
Если в начале недели президент Франции Олланд принял решение о военном сотрудничестве с Россией по Сирии, то уже в четверг Хиллари Клинтон - которую небезосновательно считают ведущим претендентом на победу в президентской гонке 2016 в США - заявила, что считает, что победа над ИГИЛ может быть достигнута за счет сотрудничества с Россией.
Это заявление прозвучало от политика, которая длительное время критиковала Путина и последовательно выступала за более жесткие санкции против России.
Впрочем даже слова Клинтон, это заявление политика, который вынужден реагировать на изменение общественного мнения. Куда важнее позиция действующего президента США. Она же - остается неизменной.
Даже после терактов в Париже США до сих пор раз за разом отвергают предложения Москвы о военном сотрудничестве. А Барак Обама в ходе личной беседы с Путиным во время саммита «Большой двадцатки» в Турции акцентировал внимание на необходимости выполнения Минских соглашений. О снятии санкции вообще не шла.
Запад меняет Украину на ИГИЛ
Между тем целый ряд экспертов улавливают определенные изменения в отношении Запада к России, и предостерегают о вреде политической близорукости. Новая "перезагрузка"? Западные лидеры демонстрируют почти врожденную склонность к самообоману, когда речь идет о Путине», - пишет Марсель ван Гарпен из европейского аналитического центра Cicero Foundation.
«Опасная иллюзия - считать, что интересы Путина по Сирии совпадают с целями США, Франции и других членов коалиции», - пишет сегодня Иво Даалдер, президент аналитического центра Chicago Council.
А известный эксперт Джуди Демпси обращает внимание - те западные лидеры, которые спешат объединить усилия с Путиным ради решения кризиса в Сирии рискуют создать множество проблем, как в самой Европе, так и на Ближнем Востоке. «Если ЕС будет действовать исходя из соображений политического прагматизма то сведет на нет собственные усилия в вопросе украинского кризиса и при этом по сути вознаградит Россию за ее действия. Но политический прагматизм может и не принести результатов в Сирии. Большего того, эта разновидность европейского политического прагматизма не подкреплена ни одной стратегией в отношении России, кризиса на Ближнем Востоке, или даже собственной безопасности ЕС», - пишет Джуди Демпси на сайте аналитического центра Carnegie Europe.
Читайте также: ИГИЛ (Даэш) становится приоритетной мировой проблемой, Россия уходит на второй план
Другие обозреватели, напротив, еще не видят оснований для опасений, однако отмечают - характер отношений Запад-Россия меняется. «Нападения в Париже сближают Запад и Россию, при этом обеим сторонам неудобно и никто не хочет брать на себя обязательств», - пишет журналист издания Buzzfeed Макс Седдон.
«Россия и Запад противники в Украине, но имеют общую боль за теракты ИГИЛ», - пишет Александр Баунов на сайте Carnegie Moscow.
Если эта боль оказаться настолько сильной, что толкнет Европу к снятию санкций с России, можно будет говорить о том, что Путин таки действительно всех переиграл. «Снятие санкций даст Москве зеленый свет для новых вмешательств в дела Украины, потому что ЕС потеряет какое-либо влияние на Россию. Минские соглашения также превратятся в фикцию. Какими бы не были плюсы и минусы санкций, они являются единственным рычагом ЕС в отношении России, а их внедрение было редким примером единства ЕС», - пишет упомянутый выше эксперт Джуди Демпси.
Между тем Россия все-таки имеет возможность добиться снятия санкций со стороны ЕС и Европы. Единственный путь к этому сегодня напомнил бывший министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт. «Санкции США и ЕС в отношении России привязаны к полному выполнению Минских соглашений. Последним шагом, который предусмотрен ними является возвращение Украине контроля за российско-украинской границей. Вплоть до его исполнения санкции останутся в силе», - пишет в Твиттере в четверг дипломат.
Напомним, что ранее помощница государственного секретаря США по вопросам Европы и Евразии Виктория Нуланд заявила, что США снимут с России санкции после возврата Крыма.