Ослабленный Запад

Слабая политика ЕС и США в отношении СирииДоговоренность о сирийском химическом оружие оставляет без надежды тех, кто ценит свободу.

В июле 1972 года президент Египта Анвар Садат вдруг решил выдворить тысячи советских военных советников. Политик, которого достали угрозами местные левые и недооценивал Кремль, пришел к выводу, что выгоднее иметь в союзниках Америку. Государственный секретарь США при президенте Никсоне Генри Киссинджер прибег к дипломатическим тонкостям, чтобы договориться о прекращении огня между Египтом, Сирией и Израилем в Войне Судного дня (1973 год) - и американская помощь Каиру не задержалась (как и влияние Соединенных Штатов): позиции Советского Союза на Ближнем Востоке так и не восстановились.

План отобрать у Сирии химическое оружие, который вот-вот появится в виде резолюции ООН, - отголоски той эпохи. Разве что нынешний князь Меттерних грешит хроническими нарушениями прав человека, пишет о демократии в газете The New York Times и носит имя Владимир Путин. Россия, которой он правит, слишком слабая, чтобы вернуть себе место на Ближнем Востоке. Но события последних недель показали вдруг, насколько уменьшилось влияние Запада. Жаль, что большинству американцев и европейцев это безразлично.

Лучшее из худшего. В западных столицах облегченно вздыхают: сирийский вопрос решается. Барак Обама признает, что его дипломатии не хватало «стиля», но заявляет, что достиг желаемого результата. Президент Сирии Башар Асад подпишет конвенцию о запрещении химического оружия и лишится веществ, которыми умертвили в прошлом месяце около 1500 сирийцев. Россия даже возьмет на себя долю ответственности за выполнение плана, что может побудить к более широкому сотрудничеству с Америкой. Иран, еще один союзник Сирии, обещает вести переговоры с «большим шайтаном» (США) о собственной ядерной программе.

Читайте также: Проблемы реализации планов России относительно химического оружия Сирии

Западные лидеры наконец соскочили с крючка. Обаме удалось избежать унизительного поражения в Конгрессе, которое Дэвид Кэмерон получил в британском парламенте. Теперь, когда вооруженной интервенции, скорее всего, не будет, премьеру Соединенного Королевства не придется краснеть за неспособности договориться о военной операции. Франсуа Олланд больше не воюет на домашнем фронте через свое желание послать Францию на передовую с благословения Конгресса. Некоторые даже усматривают в этом победу демократии: народы Запада не хотели воевать - и настояли на своем.

Но все имеет хороший вид лишь на фоне той передряги, в которую попал американский лидер. Если сделать шаг назад, результат теперь сможет видеться ужасным.

Заметим: сама договоренность ненадежная, потому воплотить ее в жизнь будет очень сложно. Обама оставляет за собой право нападения на Сирию в случае непослушания, но из-за непопулярности военной операции среди американских избирателей понятно, что лишь какое-то вопиющее преступление (еще одна химическая атака) сможет побудить США к действию. И хотя Путин потеряет лицо, если Сирия откровенно будет пренебрегать договоренностями, он теперь понял, что Обаме нужна его поддержка. Поскольку России важнее иметь дипломатическое равновесие сил с Америкой, чем вырвать ядовитые зубы Асада, кризис не урегулируется, а затянется. Кроме того, неизвестно, сможет ли Москва заставить Дамаск слушаться. Сирийский диктатор может согласиться на сотрудничество вначале, когда воля к выполнению договоренности будет сильная. Но трудно проводить разоружения в ходе гражданской войны. Время пройдет; Асад, очевидно, будет затягивать процесс, чтобы сохранить часть химического оружия и откровенно бросить вызов Америке.

Доверие к Вашингтону в качестве союзника пошатнулось. Если Путин твердо стоял на стороне Асада, даже когда счет погибших достиг 100 тыс., Запад оказался непостоянным другом оппозиции. Два года назад, когда погибших было еще несколько тысяч, либеральные демократы призвали сбросить сирийский режим, но Обама отказался вмешиваться в конфликт, хоть кресло под лидером Дамаска и качалось. Единственной попыткой не видеться слабаком стало обещание наказать за любое применение химического оружия. После этого когда-то умеренные в целом ряды повстанцев пополнили экстремисты-сунниты, в частности наемники из-за рубежа и боевики «Аль-Каиды».

Читайте также: Промедление США по ситуации в Сирии воспринимается как проявление слабости

Такое творится не только в Сирии, но и на всем Ближнем Востоке. Арабский весна вбила клин между Западом и его союзниками. Недавно Обама послал в Каир своего представителя с просьбой к египетским генералам не обстреливать лагеря протестующих «Братьев-мусульман». Но, повторяя действия Садата, военные сочли за лучшее последовать совету Саудовской Аравии, ударить по «братьях» и получить несколько миллиардов долларов арабской помощи. Когда закончилась холодная война, руководство Запада проявил фантазию и решительность; оглядываясь на Арабскую весну, такого не скажет ни один историк.

И наконец, пострадал авторитет Америки как оппонента. Не потому, что за нарушения проведенных политиками «красных линий» всегда нужно соответственно реагировать. Тот лидер, который позволяет себе избежать войны, не обязательно должен потерять лицо. Но тот, которого мир видит неспособным выполнить обещание, непременно произведет впечатление беспомощного. И хотя никто не сомневается, что военная мощь Соединенных Штатов остается вне конкуренции, их нежелание применять армию подрывает возможность подкрепить дипломатию силой.

Свободы и ограничения. Большая проблема Запада - тяжелое наследство кампаний в Ираке и Афганистане, умноженное на слабую экономику Европы и политические распри Америки. Все знали, что граждане западных государств устали от войны. Впрочем, пока Обама и Кэмерон их не спрашивали, никто не знал, насколько именно.

Теперь каждый диктатор в курсе, что проводимая лидером свободного мира «красная линия» - это на самом деле только угроза поинтересоваться у парламентариев, что они думают по поводу ее нарушения. Тиранам развязали руки, чтобы они калечили и убивали своих граждан, а владельцы атомных припасов вроде Северной Кореи будут меньше бояться пополнять свои арсеналы оружия массового поражения, а Китай и Россия с радостью бросятся испытывать свою силу в оставленном Западом вакууме.

Пока Запад еще не превратился в пятое колесо в телеге. Отнюдь. Экономика США на подъеме, бум газодобывающей промышленности подрывает влияние нефтяных диктатур. Авторитарным лидерам править становится все труднее: от Пекина до Эр-Рияда люди говорят о свободе и верховенстве права. Это может стать хорошей возможностью поддержать западные ценности. Но когда новые демократические силы захотят сбросить какого-нибудь тирана, они вспомнят, что случилось в Сирии. И не доверятся Западу пишут в The Economist.

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки