Мир начал увеличивать расходы на вооружение

мир увеличивает расходы на армию и оборонуВолна уменьшения расходов на вооружение в мире заканчивается. Но ВПК от этого не станет проще. Звезда так и не взошла в небе над авиашоу в Фарнборо - на крупнейшем в Европе форуме аэрокосмической промышленности, который прошел 14 июля.

Истребитель F-35, который впервые должен был появиться перед публикой за пределами США, не взлетел после возгорания двигателя. Это не единственный недостаток от истребителя Lockheed Martin. Проект уже затянул все возможные дедлайны, а его бюджет подскочил до заоблачных высот. Последний инцидент стал неприятностью для Lockheed. В то же время его присутствие могло бы напомнить чиновникам оборонных ведомств, которые приезжают в Фарнборо прицениться к товару, либо сложных и затратных проектов им следует избегать в дальнейшем, пишет The Economist.

Производители оружия переживают непростые времена. Некоторые крупные заказы (например, на конструирование бомбардировщиков, учебно-тренировочных самолетов и беспилотников) до сих пор можно без проблем достать в США, которая больше всех в мире тратит на оборонную отрасль. Но и она, и другие государства богатого мира, пытаясь уменьшить дефицит бюджета, все активнее ищут лучших предложений за более выгодную цену. В 2013 году снизились прибыли 17 из 20 американских производителей оружия. В 2008-м войны в Ираке и Афганистане под руководством США помогли поднять глобальные расходы на оборону до рекордной цифры - $1,7 трлн. С тех пор, по данным консалтинговой компании IHS jane's, они упали на $100 млрд.

Читайте также: Новая образцовая армия Путина

Хорошая новость для производителей оружия заключается в том, что самые тяжелые времена, похоже, позади. Конгресс Соединенных Штатов Америки частично отменил автоматические сокращения расходов, запланированных для борьбы с огромным дефицитом госбюджета в США. В Европе экономическое падение замедляется. Рост богатства в странах, которые развиваются, и новые угрозы в Сирии, Ираке и Южно-Китайском море стимулируют быстрое приумножение расходов в Азии, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. В целом мировой рынок в плане закупок продукции ВПК (кроме России и Китая, что в основном закрыты для западных компаний) пройдет низшую точку и со следующего года начнет оживляться.

Хотя бюджет Пентагона равен суммарной смете оборонных ведомств 15 крупнейших государств, его казна так же уже не бездонная. Здесь взят курс на эффективное использование ресурсов и совершенствование имеющихся вооружений. Примером может стать известный бомбардировщик В-52 от Boeing, который постоянно переоборудуют и который будет летать еще и после своего 90-летия в 2042 году.

Пентагон отказывается от привычных заказов по схеме «затраты плюс», которые дают подрядчикам стимул к перерасходу, так же гарантируют маржу при любых расходах. Но в ежегодной оценке американским Департаментом обороны собственной состоятельности как покупателя, опубликованной в прошлом месяце, указано, что альтернативные контракты с фиксированными ценами не всегда оказываются более выгодными, так как прибыли, которые подрядчик в итоге получает за такими соглашениями, часто оказываются «невероятно» выше тех, что предусмотрены контрактами «затраты плюс». Поэтому Пентагон пытается детальнее прорабатывать контракты, которые стимулировали бы производителей оружия искать возможности снижения себестоимости.

Америку сейчас интересует практика на другой стороне Атлантики, особенно в Британии, передачи систем вооружения на баланс и содержание компаний. Например, соглашение, подписанное BAE Systems с Лондоном в 2009 году, обеспечивает «ударную мощность почасово» для реактивных истребителей Королевских ВВС Eurofighter Typhoon. Курс британской военной авиации на удешевление стоимости полетов было подтверждено сделанным в Фарнборо заявлением о том, что контракты на техническое обслуживание транспортных самолетов подпишут с бюджетной авиакомпанией Flybe. Не так давно Соединенное Королевство даже рассматривало возможность аутсорсинга всех оборонных закупок, но в итоге не решилось на такой радикальный шаг.

Читайте также: Беззащитные? Политика строгой экономии выхолащивает европейские армии

Предыдущая волна экономии на оборонке в 1990-х годах вызвала лавину слияний, потому что производители оружия пытались объединять усилия для снижения себестоимости продукции ВПК. На этот раз Пентагон дал четко понять, что не согласится на дальнейшее укрупнение, что способно вести к образованию монополий. В Европе на пути к консолидации преграды ставит политическая оппозиция: именно по этой причине в 2012 году провалилась попытка Airbus провести слияние с BAE Systems. Поскольку о нем не могло быть и речи, крупным оборонным подрядчикам пришлось быстренько подготовиться к последней на сегодня волне урезания расходов: для этого они резко сократили расходы и уволили множество работников. А сейчас - анализируют, как еще можно подготовиться к периоду, в котором прекратится уменьшение бюджетов, а оборонные ведомства станут более требовательными покупателями.

Один из вариантов - найти новые, гражданские рынки для своей продукции. У некоторых крупных поставщиков вооружения, как Boeing и UTC - владелец производителя авиационных двигателей Pratt & Whitney, гражданский сектор закупает даже больше, чем военный. Однако в прошлом попытки компаний, ориентированных на оборонку, диверсифицировать и перейти к выпуску мирной продукции были, по словам бывшего президента Lockheed Норма Огастина, «не запятнаны успехом». Хотя большой части их продукции все-таки можно найти применение в мирной жизни. Безопасные системы коммуникации могли бы защищать банки и предприятия от хакеров. Совсем недавно компания Raytheon продала свои системы обнаружения снайперов Boomerang американским энергетическим предприятиям после того, как стрелок вывел из строя несколько подстанций, которые обеспечивали Кремниевую долину электроэнергией.

Однако пока что такие заказы составляют небольшую часть деятельности большинства оборонных предприятий: Lockheed, например, от гражданской кибербезопасности и т. п. имеет лишь около 2% доходов. И хотя производители оружия - это «преимущественно технологические предприятия», как называет их аналитик банка Investec Раме Маерсон, им может быть трудно конкурировать с более гибкими компаниями Кремниевой долины. Действительно, последние начинают заходить в воды ВПК. «Боевые действия переводят в цифровой формат», - отмечает вице-президент консалтинговой компании Deloitte Том Кэптен. Технологические компании подтвердили, что могут производить роботов, дроны и разведывательные программы. Основанная бизнесменом Элоном Маском компания SpaceX подала в суд на ВВС США, чтобы повторно провести тендер по запуску спутников, который выиграли Boeing и Lockheed.

Читайте также: Последствия российской агрессии в Украине для центрально-восточной Европы и мира

Производителям вооружений трудно достичь успеха на «гражданке», но найти новых клиентов на экспорт не намного легче. Много государств от Ближнего до Дальнего Востока тратят на оружие все больше средств, покупая реактивные самолеты, ракеты и танки. Все настойчивее территориальные претензии Китая заставляют его соседей укреплять оборону. И все-таки рынок вооружений остается очень неоднородным: оборонный бюджет Бразилии, где расходы на эту отрасль одни из самых высоких, составляет лишь 4% американского. А продавать продукцию ВПК в большом количестве мелким клиентам не просто затратно; часто они требуют переноса части производства на их территорию или доступа к секретным технологиям, что запрещают правительства государств-производителей. Наиболее лакомый кусок здесь Индия, но она еще и очень придирчивый клиент, который в обмен на оборонные контракты навязывает самые разнообразные условия.

Конкурировать за экспорт вооружений сложнее, чем за клиентов на внутреннем рынке. Азиатские и латиноамериканские страны иногда отдают предпочтение российской или китайской продукции, которая по качеству уступает западной, но гораздо дешевле. Все больше стран - производителей оружия - поощряют свои оборонные предприятия искать новые рынки экспорта (например, Южная Корея и Япония).

Тем временем производители, входящие в состав крупных гражданских аэрокосмических конгломератов, могут распределять расходы, связанные с конструкторско-проектировочными работами, на более широкую базу. Они же имеют больше возможностей для перекрестных продаж оборонным ведомствам тех стран, государственные авиалинии которых уже есть среди их покупателей. Собственно на это и была направлена недавняя реструктуризация компании Airbus. Сейчас наблюдается бум в гражданской аэрокосмической отрасли, что дает таким предприятиям мощный финансовый заряд. А в то же время потенциальные покупатели оборонной продукции будут понимать, что эти компании все еще будут работать и через десяток-другой лет, когда придется модернизировать закупленное сегодня.

Для чисто военных предприятий, будущее может оказаться не таким радужным. Нынешняя тенденция к наращиванию расходов на продукцию ВПК может внушить им надежду на то, что огромные прибыльные программы вроде F-35 вернутся и снова наступят золотые дни. Но факты свидетельствуют, что часто зыбкой, неэффективной и перехваленной оборонной отрасли наконец-то придется меняться, чтобы выжить.

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки