В течение последних двух лет Украина, которая до того была известна разве что Чернобылем и выдающимися спортсменами, оставалась на страницах мировых СМИ. Это породило интерес к украинской истории: кто такие украинцы? Говорят ли они на одном языке с русскими, имеют ли общую историю? На эти вопросы в своей книге «Врата Европы: История Украины» ответил профессор украинской истории Гарвардского университета Сергей Плохий.
Немало американских специалистов в правительстве, разведывательных управлениях и в аналитических центрах, специализирующихся на России занимаются Украиной. «Большинство студентов, если они берут какие-то курсы по истории Восточной Европы, то это российские курсы. И традиция, которая сформирована здесь в российской истории, сформирована русской иммиграцией, преимущественно послевоенного периода», - пояснил «Голосу Америки» Плохий, говоря, почему он взялся за написание этой книги.
Достаточно ошибочных оценок и в американской прессе, говорит он: «Очень много было, по моему мнению, ошибочных оценок, каких-то исторических параллелей, аллюзий так далее. Я понял, что пришло время просто отодвинуть все свои другие проекты и сделать эту книгу».
Читайте также: Путин поставил Украину в тупик - The Huffington Post
Книга «Ворота Европы» на 400 страницах охватывает историю Украины за 2500 лет – от Геродота и до аннексии Крыма. «Книга очень современная в плане вопросов. В ней я написал о политике, геополитике, про культурную и этническую идентичность, международные отношения и так далее. По сути эта книга пытается ответить на все вопросы, которые появились в новостях о событиях в Украине за последние 2 года», – рассказал он на лекции в Институте Кенана.
Одно из них: почему отказ от Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом вызвало такую реакцию в Украине? Для чего украинцам умирать за Европу? «Европа для Украины очень важна как сама по себе, так и как противовес России и Российской империи. Независимость Украины всегда была в геополитическом контексте, в котором два полюса – Россия и Европа. Европа для украинцев гораздо больше, чем просто Европа, с ее преимуществами, проблемами, Европейским Союзом или без Европейского Союза. Это то, что сидит глубоко в истории украинцев, их самоидентификации как отдельной нации», - пояснил он на лекции.
Разное понимание истории Украиной и Россией и ее политизация играет огромную роль в событиях последних лет. Во время саммита НАТО в Бухаресте в 2008-м году Президент России Владимир Путин заявил тогдашнему президенту США Джорджу Бушу, что Украина – это даже не государство, часть ее территорий – это Восточная Европа, а другая часть - подарена русскими. Уже тогда Путин угрожал забрать Крым и Восточную Украину, если в Украине предоставят План действий относительно членства в НАТО.
Мнение об отсутствии у украинцев собственной национальной идентичности, говорит Плохий, имеет глубокую традицию в русской историографии. И именно она побудила жителей Москвы и Сибири ехать на Донбасс и развязывать там войну. «Гиркин и другие люди приехали на Донбасс не только потому, что Путин так хотел. У них были свои планы. Для них это была не только битва с Украиной, а борьба за русские ценности, борьба Русского мира с декадентским Западом. Мобилизация на Донбассе и в России происходила на идеях величия русского народа. Это старая империалистическая идея, которая имеет еще дореволюционное происхождение, согласно которой русская нация – это не только сегодняшние россияне, а и украинцы и белорусы», - объясняет Плохий.
Читайте также: Русский мир это православный ИГИЛ
Это – имперское видение, говорит историк, согласно которым только империи, государства, которые существовали в собственных границах в течение длительного времени, имеют право на историческую легитимность и участие в международных процессах. Но большинство современных стран образовались совсем по-другому, многие из них – на обломках бывших империй, говорит Плохий.
«Границы сегодняшних стран более-менее базируются на границах, которые очертили лингвисты, этнографы 20-го века. Так росли современные нации, такие как Германия или Италия. Украинская история - очень европейская история».
Украинская нация продолжает формироваться и сегодня. Плохий не видит ничего удивительного в том, что защищать украинскую независимость на фронт идут не только украинцы, но и этнические русские и представители других национальностей. Современная украинская идентичность – политическая по своей сути, она не базируется на этнической эксклюзивности, пишет он в своей книге. Именно в многокультурной и многоэтническом природе украинской нации заключается ее сила, убежден историк.
Читайте также: Путин возвращает влияние и про Украину забывают
Плохий надеется, что американские университеты заказывают его книгу и будущие специалисты и все, кто интересуется историей региона, смогут посмотреть на нее под другим углом. А те, кто присутствовал на лекции, уже открыли для себя немало нового.
«Я не много знала об истории Украины. Мы ее изучали как русскую историю. Также было интересно послушать о том, как Екатерина Вторая строила империю», - говорит работница Американской исторической ассоциации Стефани Кингсли.
«Он говорил про украинский народ, историю, которая берет свои истоки с Киевской Руси. Это важный фактор. Несколько наций считают, что происходят из Киевской Руси, но ее центром был именно Киев и украинцы имеют доступ к собственной истории. Только потому, что Екатерина Вторая забрала название Русь в восьмидесятых годах 18 века, не означает, что история Киевской Руси теперь принадлежит России», - сделал вывод из услышанного вашингтонский юрист Джеральд Лоренц.
«Не возможно понять украинский кризис, если ты не понимаешь ее корни со всех сторон – не только украинского, а и российского. Русские должны понять, кто они, какова их история. Украинцы должны понять свою историю. Идентичность обеих наций – русских и украинцев – продолжает формироваться. Столкновение этих процессов происходит во время этого кризиса», - подытожил «Голоса Америки» аналитик компании British Petroleum Пол Голингсворф.
Ранее сообщалось, что Россия не может восстановить свое могущество без Украины.