В эти дни, когда ситуация вокруг Крыма заняла видное место на страницах мировой прессы, московские «былинники речистые» вновь затянули свою песню о «щедром даре» бывшего советского лидера Хрущева Украине в честь празднования 300-летия «воссоединения» с Россией.
Мол, хлебнул «наш Никита Сєргеевич» как-то в начале 1954 года пару хороших бокалов коньяка и спьяну подарил «извечный российский» Крым «братскому украинскому народу. Ну что же, давайте еще раз присмотримся к тому дару и оценим его.
В результате немецкой оккупации Крыма во время Второй мировой войны народное хозяйство полуострова потерпело сокрушительное разрушения. Достаточно сказать, что общая сумма убытков составила 20 139 264,2 тыс. рублей, в то время - астрономическая сумма (Очерки по истории Крыма. Симферополь: «Крым», 1967, С.97). В течении четвертой пятилетки (1946-1950 годы), в отличие от других регионов СССР, промышленность Крыму достигла лишь 81% довоенного уровня. Еще хуже были показатели в сельском хозяйстве. Крым находился в плачевном состоянии. Достаточно сказать, что на конец 1953 года в области действовало лишь 34 хлебобулочных магазина, 18 мясных, 8 молочных, 2 обувных, 5 швейных изделий, 5 стройматериалов, 10 культтоваров, 28 книжных, 15 хозяйственных, 6 мебельных. Почти половина сел вообще не имела магазинов.
«Опустошенная земля нуждалась в рабочих руках, а их в колхозах и совхозах не хватало. Это приводило к тому, что поля, сады и виноградники в большинстве хозяйств обрабатывались плохо. До конца 1945 года в сельской местности насчитывалось всего лишь 351 тысяча жителей, тогда как до войны было 541 тысяча человек» (т.е. разница составила 190 тысяч человек), - жаловались советские историки. И это при том, что уже «осенью 1944 года с Воронежской, Курской, Брянской, Ростовской, Тамбовской областей, из Ставропольского и Краснодарского краев, а также из многих областей Украины в Крым прибыли первые переселенцы. В плодородных долинах и предгорных районах организовалось 190 новых переселенческих колхозов».
Читайте также: Война с Украиной. Первые последствия для «Газпрома»
Я умышленно ссылаюсь на «Очерки», созданные под редакцией тогдашнего первого секретаря Крымского обкома КПУ И. С. Червы, чтобы меня не обвинили в том, что я перекручиваю факты на основе «националистических источников». Вдумаемся, уважаемый читатель, в две приведенные выше цифры. Для этого возьмем калькулятор. На конец 1945 года сельское хозяйство Крыма не досчиталось 190 тысяч трудящихся. Эта цифра примерно совпадает с количеством депортированных крымских татар (от 180 до 200 тысяч человек, по разным источникам), занятых в основном именно в сельском хозяйстве; добавим еще и несколько тысяч крестьян из числа других депортированных народов.
Кое-кто может возразить, что нехватка рабочих рук в послевоенном Крыму была вызвана репрессиями оккупантов. Но дело в том, что репрессии гитлеровцев были направлены почти исключительно против городских жителей, которые никак не подпадали под категорию работников сельского хозяйства.
А теперь обратим внимание на то, что взамен из переселенцев было создано 190 колхозов. По статистическим данным, среднее количество трудоспособных тружеников в украинских колхозах на 1955 год насчитывала 490 человек. Получается, что в Крыму влилось 93 100 колхозников. Далее возьмем максимальную цифру депортации крымских татар - 200 тысяч, предположим, что все высланные греки, болгары и армяне были заняты в сельском хозяйстве, в сумме получается 237,5 тысяч работников. Но их заменили 93,1 тысячи колхозников-переселенцев. Получается, что нехватка рабочей силы должен составлять максимум 144 тысячи человек, но отнюдь не 190. А где же остальные 46 тысяч тружеников колхозных полей? Их что, корова языком слизала? На самом же деле, если оперировать не завышенными, а средними цифрами, эта ненасытная скотина слизала минимум 75 тысяч тружеников. Замечу, что это случилось еще до неурожая 1946-47 годов, когда переселенцы, несмотря на щедрые дотации и льготы, массово возвращались из Крыма домой. Это лучший индикатор состояния дел в Крыму. Переселения проводились и в дальнейшем, но переселенцы бежали из благодатной земли.
При таких обстоятельствах российские братья решили действовать согласно с украинским лозунгом: «На тебе, боже, что мне негоже!». Инициатива передачи Крыма Украине принадлежала Совету министров РСФСР.
Читайте также: Крымский кризис как шаблон для российской экспансии?
Следует отметить, что на решающем заседании Верховного Совета СССР 19 февраля 1954 года в Москве, когда был единодушно утвержден Указ «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», добрый «дядя» Хрущев отсутствует. Видимо, вновь водки перебрал?
На самом деле Хрущев, по свидетельству своего зятя, журналиста Алексея Аджубея, «уговаривал украинцев помочь возрождению земли. «Там южане нужны, кто любит сады, кукурузу, а не картошку».
И добровольцы из южных областей Украины вскоре приехали. Именно их усилиями было возрождено народное хозяйство Крыма. Уже через два года после передачи Крыма Украине добыча железной руды на полуострове увеличился на 36%, производство электроэнергии - на 57%, вина - на 104%. Постепенно заколосились поля степного Крыма, ожило животноводство. Расцвели виноградники и сады.
В 1959 году было открыто первую очередь самой длинной в мире троллейбусной линии Симферополь-Алушта-Ялта. Она соединила Симферополь с Алуштой и была построена специалистами свыше 80 предприятий из 10 городов Украины. В течение 1961-71 лет запущена гигантская ирригационная сооружение - Северокрымский канал. Заполненное водой в 1955-58 годах Каховское водохранилище на Днепре, из которого поступает вода в Крым, затопило огромную территорию самых плодородных земель. Пойменные луга, озера, леса - все кишело рыбой и зверем. Все это погибло. Зато, сельское хозяйство и города Крыма получили жизненно необходимую воду...
В конце 1960-х годов Крым превратился в настоящую курортную жемчужину. И потом, по мере загнивания СССР, на полуострове стали возникать проблемы. В частности, с продуктами питания. Хорошо помню, как в 1970-е в Крыму можно было купить непревзойденные мускатные вина, а вот с закуской было затруднительно. Однако все необходимое для существования жители полуострова имели.
Ситуация существенно ухудшилась после развала СССР. Новые украинские власть имущие и их крымские сатрапы занимались только перераспределением бесценных крымских земель на южном побережье и построением на них роскошных, но неуклюжих дворцов в стиле бандитского барокко.
При этих обстоятельствах российские «братья» стали чувствовать себя обделенными и попытались урвать свою долю в добыче.
21 мая 1992 года появляется Постановление Верховного Совета Российской Федерации, согласно которой постановление Президиума Верховного Совета от 5 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из РСФСР в состав Украинской ССР» признано недействующим с момента принятия. Через год, 9 июля 1993 года Верховный Совет России принял Постановление «О статусе города Севастополя», в котором подтверждался российский федеральный статус города Севастополя». Заметим, что данные постановления, несмотря на последующие договоры России с Украиной, так и не были отменены. Таким образом, песня о российском «подарке» Украине Крыма - не новая. Только сейчас она получила новое звучание.
Читайте также: В Крыму Путин переписывает правила войны
Мотивы нынешних кремлевских певцов невольно напоминают бессмертную «Энеиду» Вергилия. В частности, тот эпизод, когда греки «подарили» троянцам огромного деревянного коня, в котором притаились греческие воины во главе с хитроумным Одисеєм. Троянский жрец Лаокоон в отчаянии говорит: «Может, в данайцев без измены дары? Или Уллис вам не известен?.. Как там не будет: боюсь данайцев с дарами прибывших». И не прислушались доверчивые троянцы своего дальновидного жреца, и Троя была уничтожена.
Вот и теперь нынешние кремлевские стратеги начали использовать Крым как Троянского коня с целью уничтожения независимой Украины. Только вот те «зеленые человечки», которые безобразничают ныне в Крыму, отнюдь не напоминают мужественных данайських воинов. А мелкий неудачник-кегебист Путин не идет ни в какое сравнение с изобретательным и бесстрашным героем Одисеем.
И главное то, что Крым - не троянская лошадка. И переварить его России в ее нынешнем состоянии отнюдь не под силу. Поперхнется и подавится матушка такой худобинкою.
Сейчас в России лихорадочно подсчитывают, во сколько обойдется присоединения к ней полуострова. Так, экономист Александр Починок в своем блоге на сайте радиостанции «Эхо Москвы» считает, что речь пойдет о более трех триллионов рублей. При этом, специалист учитывает только расходы на зарплаты, пенсии, транспорт, туристическую инфраструктуру и т.д. Вне его поля зрения остаются вода и электроэнергия, которые почти полностью поступают с материковой Украины. Ну попытаются наладить поставки через Керченский пролив. И на это уйдут годы и миллиарды долларов. К тому же, я не уверен, что эти водные и энергетические артерии не будут периодически выходить из строя. Чаще, чем рассчитывают российские стратеги.
На их месте я бы лучше задумался: а не станет ли Крым троянской лошадкой для самих кремлевских мечтателей и звездочетов?
Автор: Александр Дубына для Радио Свобода