Заявление Президента Европейского Совета Хермана Ван Ромпея относительно Украины

Заявление Ромпея про события в УкраинеВ начале марта, через несколько дней после вторжения России в Крым, я созвал внеочередной неформальный саммит лидеров ЕС. Собрать 28 президентов и премьер-министров на встречу для рассмотрения вопросов, связанных с кризисом в международных отношениях, - это решение, которое нельзя недооценивать, отмечает Президент Европейского Совета, института политической координации Европейского Союза.

В целом, за последние пятнадцать лет такие встречи были проведены лишь пять раз - в частности, после событий 11 сентября в США и для подготовки операции в Ливии. На этот раз ставки были высокими. Этот вопрос также был главным в повестке дня регулярного мартовского саммита ЕС, который состоялся почти две недели назад.

В отношениях с Украиной мы сделали важный шаг. 21 марта мы подписали политические части Соглашения об ассоциации с Украиной. Это подписание было решительным шагом к признанию стремления украинского народа жить в государстве, которое руководствуется ценностями, демократией и верховенством права; в государстве, где все граждане, а не только небольшая их часть - пользуются национальными богатствами. Мы признаем стремление народа к достойной жизни как нации, к европейскому образу жизни. В прошлом году, в ноябре именно отказ в подписании Соглашения об ассоциации спровоцировал движение Майдана - так называемый «Евромайдан». Это было настоящее демократическое восстание людей, которым надоело то, как ими руководили. Это был политический и культурный сдвиг. Это было столкновение двух политических культур.

Читайте также: Почему Европа не может мыслить стратегически

С помощью Соглашения об ассоциации - остальные экономические положения которого будут также вскоре подписаны, - Европейский Союз подтверждает свою устойчивую политическую поддержку курса, которым народ Украины храбро следовал на пути к открытой и всеобъемлющей демократии. Позвольте мне подчеркнуть: это был выбор народа Украины. Этот жест не был ни навязан, ни спровоцирован манипуляцией, провокацией или насилием. Соглашение об ассоциации не дается даром. Государство-подписант должно соответствовать строгим критериям и стандартам. Мы не предлагаем, как это делала Россия, кредитов без обязательств.

Мы также согласовали ряд финансовых мер для помощи Украине. Речь идет, в частности, про ощутимую макрофинансовую помощь и временное одностороннюю отмену таможенных пошлин на украинский экспорт в Европу. Мы внедрим эти меры в жизнь как можно скорее. К этому добавляется пакет помощи от МВФ. Все это поможет Украине на ее пути экономических и социальных реформ. Это нелегкий путь - особенно, во времена потрясений и напряжения. Однако, как я уже говорил Премьер-министру Украины во время церемонии подписания, Соглашение об ассоциации может служить компасом, который будет вести всем этим путем.

В отношении России: все европейские лидеры и международное сообщество решительно осудили незаконную аннексию Крыма, считая ее позором для XXI века. Ранее лидеры ЕС единодушно решили ввести санкции в трех стадиях. Мы сейчас находимся на второй стадии (визовые запреты, замораживание активов). Но мы ясно дали понять, что неудача мирного урегулирования кризиса и любые шаги России по дестабилизации Украины будут иметь длительные последствия. Здесь мы имеем в виду последствия для отношений в широком спектре экономических сфер. На последней встрече Европейского Совета мы попросили Европейскую Комиссию и государства ЕС подготовить дальнейшие возможные целевые мероприятия. Важно быть готовыми. Ситуация в Украине продолжает быть нестабильной, как свидетельствуют последние события, и ни одна сторона не должна ею злоупотреблять.

Конечно, санкции не являются целью самой по себе; они являются лишь средством для достижения цели. Целью является нахождение решения ситуации путем переговоров, уважая суверенитет Украины и нормы международного права. Этот кризис внешней политики имеет внутренние последствия для Европы - в том числе и позитивные последствия. Очень важно то, например, что на последнем заседании Европейского Совета было решено углубить энергетическую политику Европейского Союза, двигаясь к чему-то вроде «энергетического союза». Действительно, мы все хотим снизить нашу зависимость от российского газа (сейчас эта зависимость в среднем держится на уровне 30%). Россия использует газ как политический инструмент. Мы попросили Европейскую Комиссию предложить конкретный план для избежания этого энергетического риска, например налаживая большую командную работу относительно газовых контрактов.

Читайте также: Путин сделал катастрофический просчет и разрушил свою мечту

На самом деле, после событий в Крыму мы должны переосмыслить отношения между ЕС и Россией. В течение последнего десятилетия мы приложили много усилий для развития добрых отношений с Россией (поддерживая ее членство в ВТО; продвигая Партнерство ради модернизации). Мы были готовы начать переговоры по новому соглашению между ЕС и Российской Федерацией. К сожалению, Россия имеет другие цели и стремится восстановить мир, который остался в прошлом. Однако прошлое никогда не вернется.

Между тем, Европейский Союз хочет продолжать укреплять свои отношения с Грузией и Молдовой. На мартовском заседании Европейского Совета мы решили ускорить продвижение к подписанию полных Соглашений об ассоциации с ними - и подписать их не позже июня. Они решительно к этому относятся - и так же решительно к этой цели относимся мы, в частности имея готовность противостоять возможному прессинга со стороны России для предотвращения подписания Соглашений.

Относительно украинской ситуации мы находимся в тесном контакте с Соединенными Штатами Америки. Дополнительная встреча Большой семерки в Гааге - что произошла две недели назад рядом с Саммитом по ядерной безопасности - стала хорошим форумом для координации позиций. Лидеры Большой семерки согласились отменить свое участие во встрече Большой восьмерки в Сочи, и созвать другой саммит Большой семерки, в начале июня, в Брюсселе.

Как я сказал, через два дня после этого мы также вновь встретились с Президентом Обамой на саммите ЕС-США в Брюсселе. Кроме Украины, мы также обсудили немало других тем - от Ирана до защиты личных данных и вопросам климата. Позвольте мне кратко упомянуть две темы, которые сейчас становятся насущными:

- Энергетическая безопасность: для нас важно увидеть, что мы можем сделать вместе с нашими американскими партнерами для уменьшения зависимости Европы от российского газа
- Трансатлантическая торговля: вместе с Президентом Обамой мы вновь подчеркнули на нашей общей решимости заключить амбициозное трансатлантический торговую сделку.

Читайте также: Стрела Путина: Кризис в Украине оживил трансатлантическое сотрудничество США и ЕС

В эти дни укрепление трансатлантических экономических связей является также мощным политическим знаком. Это является возможностью продемонстрировать наши публичные взгляды и показать мир, в сердцевине которого мы находимся: мир экономик, опирающихся на правила, и обществ, основанных на ценностях. И мы гордимся тем, что мы являемся такими. Это также свидетельство того, что атлантическое партнерство не отошло в прошлое. «Запад» существует; не так, как во времена Холодной войны, а как двигатель к демократии. Холодная война была идеологической и основывалась на страхе, вынуждая страны сделать свой выбор. Но того мира уже нет, он исчез навсегда.

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки