Когда Европейский Союз расширился и принял восемь государств бывшего коммунистического блока, перед его лидерами встала сложная дилемма: они не хотели расширяться дальше на восток, но и не могли сказать Украине и другим странам, что членство в ЕС им не светит. Поэтому нашли компромисс: Европейский Союз предложит масштабное участие в своем едином рынке государствам Восточной Европы, Кавказа и Средиземноморья, но без обещаний членства.
Эта европейская политика соседства имела целью создать «круг друзей». Через 10 лет периферия Европы больше похожа на огненное кольцо. В Ливии после свержения Муаммара Каддафи царят хаос и насилие. В Египте одного военного правителя сменил другой, с небольшим промежутком, когда при власти был всенародно избранный президент. Сирию обескровливает ужасная гражданская война. Грузия после войны с Россией потеряла часть своей территории. Беларусь прозябает под диктатурой Аляксандра Лукашенка. Лишь две небольшие страны, Тунис и Молдова, более-менее приблизились к успеху.
Читайте также: Немецкая пресса: Украина в ЕС? Хорошая иллюзия
Некоторое время было похоже, что Украина тоже окажется в списке неудачников. В ноябре, накануне Вильнюсского саммита ЕС и бывших советских республик, президент Виктор Янукович не выдержал натиска Кремля и отказался подписывать Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, в частности о создании «глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли. Для России это стало Пирровой победой. На улицы Киева вышли с протестами сторонники проевропейского курса развития. После нескольких недель противостояния, кульминацией которого стал расстрел демонстрантов, Янукович бежал из страны.
В Европе по-разному оценивают значимость киевских событий. Бывший австрийский дипломат Штефан Лене заявляет, что политика соседства потерпела крах. Построенная по модели процесса расширения, она неэффективна для государств, которые не желают тесной ассоциации с ЕС, а отсутствие «пряника» в виде будущего членства делает страны пассивными» - так пишет Лене в своей статье для Центра Карнеги - Европа. Неторопливый процесс внедрения европейских стандартов во всем - от экологии до контроля за качеством продуктов - планировался для стабильного мира, а не бурных революционных изменений. Однако другие убеждены, что победа украинского Майдана доказывает: мягкая сила Европы все же может успешно противостоять давлению России.
Читайте также: Для Украины есть лучшая сторона Европы!
Украина дает Европейскому Союзу возможность искупить свою вину. Министры иностранных дел Польши, Германии и Франции посетили Киев в разгар стрельбы и, не исключено, поспособствовали контролируемуму развалу режима Януковича. Верховный представитель Европейского Союза по вопросам иностранных дел и политики безопасности Кэтрин Эштон недавно была в Киеве и призвала победителей-оппозиционеров создать правительство «широкой коалиции» и не допустить охоты на ведьм. Гости покидают Украину с четким пониманием того, что нельзя подвести людей, которые рисковали жизнью. Но, как считает Лене, у них может быть очень ограниченный арсенал.
Слишком поздно Европейский Союз решил применить санкции против режима Януковича. Предложенное Украине соглашение предусматривало долговременную модернизацию и обязательства поддержать переходную программу, которую будет спонсировать МВФ. Европейский Союз заявил, что не хочет втягиваться в тендерную войну с Россией, которая сразу предложила крупный кредит и дешевый газ. Теперь европейцы пытаются заключить пакет краткосрочной финансовой помощи для предотвращения угрозы дефолта, что надвигается. Они все еще надеются, что РФ присоединится и сделает свой вклад. А еще они планируют отправить в Украину специалистов, которые помогут провести реформы и проконтролируют, чтобы деньги не разворовали. Эндрю Уилсон, старший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям, предложил список неотложных задач. В него входят содействие в возвращении украденных и спрятанных в Европе богатств, ограниченные временные торговые соглашения, которые помогут завести экономику, привлечение гражданского общества к политическим реформам и упрощения визового режима между ЕС и Украиной.
Читайте также: Евразийское перетягивание каната. ЕС борется с Россией за будущее своих восточных соседей
Вскоре европейцам придется решать, подписывать ли сделку, которую отверг Янукович. Большинство считает, что нужно подождать до президентских выборов и изменения Конституции Украины, а тогда еще парламентских выборов. К нынишним лидерам оппозиции, которые пришли сейчас к власти в Киеве (и не в последнюю очередь экс-премьеру Юлии Тимошенко), много протестующих с Майдана относятся подозрительно. Еврочиновники также боятся спровоцировать Россию, которая уже и так разъярена.
Фактически время будут определять сами украинцы. Согласившись на Сделку с человеком, чьи руки теперь по локоть в крови, и пообещав Украине не отказываться от ассоциации, ЕС вряд ли сможет сказать нет, если временное правительство попросит подписать ее.
Назад в будущее
Церемония подписания Соглашения об ассоциации дала бы возможность ответить на вопрос, которого Европа избегает уже целое десятилетие: следует ли предлагать Украине перспективу членства? В феврале министры иностранных дел ЕС загадочно намекнули в своем заявлении, что упомянутое Соглашение «не составляет конечной цели сотрудничества между ЕС и Украиной». Они должны выражаться четче и сказать, что будущая демократическая Украина сможет подать заявку на членство, даже если это далекое будущее.
Европе надо также переосмыслить политику соседства, которая тулит вместе очень разные страны только потому, что они географически близки. На юге, возможно, придется подготовить более широкую концепцию интересов, которая будет охватывать государства Сахеля, Африканского Рога и Ближнего Востока. Здесь у Европы нет ни одного настоящего друга, немало знакомых и немало врагов. На востоке ей нужны лучшие пути помощи тем, кто хочет приблизиться к ЕС.
Более всего Европейскому Союзу нужна последовательная политика в отношении России. Его члены делятся на русоскептиков (особенно странах Балтии и Швеция) и русофилов, среди которых Кипр, Италия и Венгрия. Поведение РФ в Украине должно предостеречь всех европейцев от чрезмерного сближения с Владимиром Путиным.