Невзрачный кирпичный дом на окраине Вильнюса - маяк свободы для ученых соседней Беларуси, где царит диктатура. Европейский гуманитарный университет (ЕГУ) был основан в Минске после развала СССР для поддержания преподавания западной философии, истории и многих других дисциплин. Президент Александр Лукашенко закрыл ЕГУ еще в 2004 году.
Но несмотря ни на что, университет возродился «в изгнании», сразу за литовской границей. Белорусская пропаганда называет ЕГУ рассадником оппонентов режима и даже «терроризма». Преподавателей и студентов периодически беспокоит КГБ, особенно когда в стране выборы. Но ЕГУ, где учится 1600 студентов из Литвы и Беларуси, как-то выживает - главным благодаря поддержке европейских государств. Второкурсница юридического факультета Мария Сляпцова хочет после окончания вернуться домой и работать адвокатом по защите прав человека. Но у нее нет никаких иллюзий по поводу того, что Лукашенко изменится; в лучшем случае в ЕГУ могут получать образование те, кто будет руководить страной после него.
Вильнюс и Минск - почти города-побратимы. У них много общей истории. Но одно относится к ЕС, а остальное изнемогает под диктатурой советского разлива. Многие литовцы считают Беларусь отражением их собственного советского прошлого. Начав председательства в Совете министров ЕС, Литва напоминает ЕС, что задача создания «Европы единой и свободной» еще далеко не закончена. Проблемы с южными соседями, Ближним Востоком и Северной Африкой могут отвлечь основное внимание во внешней политике. Но большее влияние ЕС, наверное, имеет на восточных границах.
Сейчас ситуация с Беларусью кажется безнадежной. На нее не влияют ни уговоры, ни санкции ЕС. Кое-кто надеется, что к изменениям ее подтолкнут события на юге, в Украине. Там президент Виктор Янукович пытается натравить Восток на Запад. Если бы Украине удалось подтянуться ближе к ЕС, она стала бы большим призом: с 46-миллионным населением и значительными энергетическими и сельскохозяйственными ресурсами. В Вильнюсе любят цитировать бывшего советника США по национальной безопасности Збигнева Бжезинского, который когда-то сказал: Россия будет оставаться империей без демократии, пока будет господствовать над Украиной.
Восточные европейцы видят, что между Москвой и Брюсселем идет огромная борьба за Украину. Но в Брюсселе большинство углубились во внутренние проблемы ЕС и почти не замечают этого. Решающий момент может наступить в ноябре, на вильнюсском саммите ЕС и шести членов Восточного партнерства: трех стран, граничащих с ЕС (Беларусь, Украина и Молдова) и трех кавказских стран (Грузия, Армения и Азербайджан). Украина ведет переговоры о «соглашения об ассоциации» о политическом сотрудничестве, в том числе уважение к демократическим нормам и верховенству права. Она согласилась также на соглашение о создании «глубокой и всеобъемлющей» зоны свободной торговли, которая значительно расширила бы действие правовых норм Европейского Союза на восток. Следом идут Молдова, Грузия и Армения. Все надеются, что на саммите Украина подпишет Соглашение об ассоциации, а остальные трое смогут парафировать подобные сделки.
Медвежьи объятия
Россия выступала против расширения НАТО, но заявляла о согласии на расширение ЕС в рамках своего «ближнего зарубежья». Сейчас же российский президент Владимир Путин, похоже, относится к ЕС враждебно. Россия сделала контрпредложение: «Евразийский Союз» в противовес Европейскому Союзу, который начнется с таможенного союза, куда уже входят Россия, Беларусь и Казахстан. Это соглашение должно обеспечить дешевый газ и, по данным из одного источника, возможно, большой заем для Украины.
По словам европейских чиновников, посещавших Киев, несмотря на всю криминальность украинской политики и коррупции экономики, Янукович склоняется к Европе, хотя, возможно, еще не совсем понимает, насколько ему для этого нужно измениться. В частности, Германия выдвинула категорическое требование освободить заклятого врага, бывшего премьера Юлию Тимошенко, которая отбывает наказание по обвинению в превышении полномочий. Она, как говорят, поддерживает подписание соглашения между ЕС и Украиной. Некоторых ее сторонников уже уволили. Как вариант - позволить Тимошенко выехать в Германию на лечение.
По словам одного еврочиновника, украинский президент должен выбирать: или по-русски щедрый пир с морем водки и риском, что тебя побьют и ограбят, или скучный брюссельский обед с возможностью респектабельной, солидной должности - но на отдаленную перспективу. Кроме того, глубокие преобразования, которых требует ЕС, могут разрушить ту систему, которая привела Януковича к власти.
Литовцы боятся, что ЕС слишком резок: жизненно важный для Европы вопрос стал заложником небезгрешной Тимошенко. А если Янукович не выполнит предъявленных ему требований? Возможно, Европе следует подписать соглашение в любом случае, но отложить ратификацию к проведению реформ. Они правы, но есть определенный предел в поступках, дальше которой ЕС не может зайти.
Есть еще больше вопросов без ответа: станет ли кто-то из партнеров членом ЕС? Литва реформировала свои унаследованные от советских времен политические и экономические структуры в надежде, что со временем ее примут в европейскую семью. В 2003 году государства Западных Балкан получили недвусмысленное обещание «европейского будущего». Прошло десять лет - и вот Хорватия только стала 28-м членом ЕС. Но лидеры ЕС не брали на себя никаких четких обязательств в отношении стран бывшей советской империи. Без этого евроинтеграция может показаться не стоящей тех огромных усилий, которые уже сделаны. Ни одна из бывших советских республик не будет готова к вступлению в течение следующего десятилетия - а может, и никогда. И все же европейские лидеры должны четко показать свою преданность принципу, заложенному в соглашении о ЕС что любая европейская страна, которая соответствует определенным демократическим стандартам, имеет право присоединения к Европейскому Союзу. Если бы Европа дала понять, что восточная граница Европейского Союза не обязательно будет оставаться неизменной, это могло бы принести много пользы. Возможно, даже в Беларуси.
По материалам: The Economist