Премьер Арсений Яценюк собирает энергетический штаб из-за «катастрофическое состояние энергетики в Украине». Украина испытывает дефицит электроэнергии собственного производства, а на электростанциях не хватает угля – признают чиновники, энергетики и эксперты.
Последние советуют срочно позаботиться про импорт угля, и даже поставлять его с украинской территории, подконтрольной пророссийским сепаратистам. Между тем, Украина уже покупает электроэнергию из России, чтобы сбалансировать электросеть.
Украина испытывает одновременный дефицит электроэнергии и угля, к тому же, недостаточно быстро наполняет подземные хранилища газом на зиму, так объяснил утверждения премьера Яценюка о «катастрофическом состоянии энергетики» ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумкова Виктор Логацький. «Проблема является достаточно острой. Прежде всего это дефицит электроснабжения объемом 2-3 мегаватт, который ощутили украинские потребители. Причина в том, что часть ТЭС выведены из эксплуатации из-за ремонта, отсутствие угля на складах или аварийные ситуации. К тому же, Украина должна завозить 100 тысяч тонн угля в неделю для создания запаса на зиму. До холодов стоило бы добыть 2 миллиона тонн, но большинство шахт с энергетическим вугілям находятся на оккупированных территориях. Значит надо налаживать закупки в ЕС и Африке», – признает эксперт.
Читайте также: Сланцевый газ в Украине: перспективы туманны
Времени для наполнения газовых хранилищ Украины еще достаточно, но голубое топливо закачивается в них медленнее, чем нужно, объясняет Виктор Лонгацький.
Он приводит свои расчеты: сейчас Украина уже закачала в газохранилища 13 миллиардов кубометров, но для безопасного отопительного сезона и транзита в ЕС нужен запас не менее 17 миллиардов. Сейчас хранилища заполняются со средней скоростью 45 миллионов кубов в сутки, с таким темпом Украина будет иметь необходимый запас через три с половиной месяца. Однако до начала отопительного сезона остается примерно два с половиной месяца, поэтому скорость закачки должна вырасти до 70 миллионов кубометров в сутки, отмечает эксперт.
Тем временем представитель антикризисного штаба энергогенерирующей компании «ДТЭК» Антон Ковалишин обнародовал статистику, которая показала: сейчас не работает половина теплэлектростанций компании.
«В итоге: Славянская ТЭС – 0 МВт. На складе 100 тонн угля (не тысяч!). Углегорская ТЭС – 0 МВт. Мироновская ТЭС – 0 МВт (из-за ремонта). Змиевская ТЭС – 175 МВт, работает один блок. На складе -1,6 тыс тонн угля. Приднепровская ТЭС – 260 МВт, работает один блок, запас угля – 1,4 тысячи тонн. Криворожская ТЭС – от 200 до 240 МВт, работает один блок , осталось 5,6 тысяч тонн», – написал Антон Ковалишин в соцсетях.
Читайте также: Как Украине уменьшить экономическую зависимость от России
Украинское правительство создало энергетический кризис собственными непрофессиональными действиями, констатирует эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. «Главная причина кризиса – отсутствие угля на ТЭС. Это следствие безответственности Минэнерго и НКРЭ, и их нежелание повысить для потребителей стоимость электроэнергии, которую производят ТЭС. Поэтому у электростанций часто нет денег на закупку угля. В результате Украина зависит от электроэнергии и угля из России. Лучше для энергетической безопасности было бы, как это не странно, покупать уголь с территорий, подконтрольных сепаратистам», – считает эксперт.
Эти провалы в работе правительства, по мнению Корольчука, оплатит потребитель: на закупку российского угля и электроэнергии, скорее всего, возьмут деньги из бюджета. Тогда как правительство могло бы повысить цену электроэнергии, и тем самым дать возможность ее производителям увеличить закупку угля из-за пределов зоны боевых действий (шахты Донетчины, Днепропетровщины и Львовщины), а то и из зоны, подконтрольной боевикам. Такая возможность есть, отмечает Корольчук. По его словам, украинские теплоэлектростанции получают оттуда топливо, однако в меньших количествах, чем это сейчас возможно.
Ранее лидер пророссийской вооруженной группировки «ЛНР» Игорь Плотницкий заявлял, что согласен продавать украинскому правительству уголь из районов Луганщины, которые ныне контролируют его боевики и российские военные. Энергетические эксперты отмечают, что там добывается уголь тех марок, под которые создавались электростанции юга и востока Украины. В то же время значительная часть украинских политиков и общественных активистов подчеркивают: покупать уголь с тех территорий – означает фактически финансировать боевиков. Тем временем украинская разведка и ОБСЕ неоднократно фиксировала вывоз угля из оккупированных районов Донбасса в Россию, а чиновники Донецкой областной военно-гражданской администрации неофициально сообщали, что это именно уголь потом возвращается в Украину как российский.
Минувшей зимой Украина, чтобы покрыть дефицит, покупала и российский и южноафриканский уголь. Причем последний, даже со стоимостью доставки, был дешевле украинский угля такого же класса. Однако поставки угля из Южноафриканской Республики прерывалась из-за возбуждения уголовного дела: генпрокуратура нашла признаки того, что его цену завышают. Часть экспертов еще в прошлом году советовала правительственные перенастраивать украинские теплоэлектростанции с энергетического угля на коксующийся, который добывается на подконтрольной территории Украине в достаточном количестве.