Осознание того, что Кремль ведет гибридную войну против Украины, уже дошло даже до стран Запада. Пока никто не знает, чем и когда она закончится. Но уже сейчас ясно одно: независимо от хода войны, пока Украина будет сохранять фактический суверенитет, она еще долго будет страдать от разнообразных козней со стороны России.
Даже если под давлением Запада Россия прекратит горячую фазу агрессии (чего пока не видно), то не существует никаких рычагов для того, чтобы заставить Москву отказаться от использования других инструментов гибридной войны, в частности экономических. Кремль может еще долго выкручивать Украине руки, употребляя тех мероприятий, которые будут тормозить или полностью исключат ее развитие. Нам нужно быть к этому готовыми.
Уязвимость Украины к экономическим средств гибридной войны, которые использует Россия, обусловленная тесными хозяйственными связями, которые существуют между двумя странами со времен СССР, и даже раньше. Следовательно, первым выходом из ситуации, который приходит на ум, является наиболее полный разрыв этих связей украинской властью. Но такой шаг был бы слишком затратным, болезненным и неэффективным, он даже может в некоторой степени помочь Кремлю достичь своих целей. Более приемлемым было бы уменьшение поля для экономического давления РФ на Украину путем долговременной диверсификации хозяйственных отношений, помощь государства украинским контрагентам (гражданам и бизнесу) наработать ряд альтернатив сотрудничеству с Россией. Такой подход позволил бы не терять миллиарды долларов российского происхождения, которые мы сегодня зарабатываем, но быть готовыми в минимальные сроки и с незначительными затратами переориентироваться на работу с другими странами. Для этого украинское государство должно выработать стратегию, которая бы касалась целого ряда зон в экономике Украины, реально и потенциально чувствительных к деструктивным действиям Кремля, пишет издание Тыждень.юа.
Украина и Россия: экспорт и импорт
Самыми известными экономическими трудностями, которые имеет Украина из-за действий России, являются искусственные барьеры для украинского экспорта в эту страну и перебои в поставках голубого топлива из нее. Но проблема этим не ограничивается.
Вывоз товаров уменьшается уже четвертый год подряд, а темп сокращения в последние месяцы ускорился. По данным таможенной статистики, в январе-феврале в Россию вывезено товаров на $611 млн, что на 76% меньше, чем за аналогичный период четыре года назад. Соответственно, чем меньше экспорт, тем меньше у Кремля возможностей нанести болезненный удар Украине путем его ограничения и установления искусственных барьеров. Если события в дальнейшем будут развиваться таким же темпом, то вскоре влияние Москвы на наших товаропроизводителей, а через них и на экономику в целом, станет минимальным.
Но здесь есть несколько нюансов, с которыми нужно считаться.
Во-первых, есть часть украинских предприятий, которые могут переориентировать свое производство на другие рынки сбыта. Например, это касается пищепрома. В прошлом году объем вывоза готовых пищевых продуктов в РФ сократился на 48% до $563 млн. Поскольку украинская продукция этой отрасли является конкурентоспособной, поэтому соответствующие предприятия быстро найдут себя на других рынках. Поэтому здесь от государства требуется лишь информировать производителей об имеющихся возможностях в третьих странах и координировать выход на новые рынки.
Читайте также: Украина и Россия: дипломатический квест
Во-вторых, часть украинских компаний очень существенно зависима от России, но не имеет шансов переориентироваться на новые рынки через несоответствующий продуктовый ряд, устаревшие технологии и другие препятствия. Это касается, например, вагоностроителей. В прошлом году в России было продано 3618 грузовых вагонов (еще несколько лет назад мы продавали туда более 30 тысяч вагонов), валютные поступления от товарной группы за год сократились на 65%. Проблема в том, что на сегодня в РФ хватает своих вагоностроительных заводов. А переориентироваться на другие рынки (кроме малых рынков стран СНГ, на которых мы уже присутствуем) украинские вагоностроители не могут, потому что их вагоны в сравнении, скажем, с европейскими слишком тяжелые, имеют маленькую грузоподъемность и проигрывают в других характеристиках. Подобных случаев достаточно много. Следовательно, по-сути, речь идет о потере рабочих мест, которой государство никак не может помочь. Единственное, что может сделать власть, - обеспечить уволенным рабочим переквалификацию и с помощью реформ в стране и улучшения бизнес-климата содействовать созданию альтернативных рабочих мест в других отраслях.
В-третьих, есть ряд предприятий, которые сбывают продукцию в Россию, так что последняя критически зависима от нее и ничем не может ее заменить, по крайней мере в течение ближайшего времени. Таких примеров немного, но они есть. В частности Мотор Сич, которая производит авиационные двигатели, в том числе для российских вертолетов, которые занимают ведущие позиции на глобальном рынке. Украина, с одной стороны, должна помогать таким компаниям диверсифицировать рынки сбыта на будущее, а с другой - использовать их и их продукцию для того, чтобы получать от России некоторые товары критического импорта. Это, возможно, единственный рычаг влияния на РФ.
В-четвертых, есть украинские компании-экспортеры в России, которые находятся в собственности российских резидентов, которые, очевидно, имеют контакты в Кремле. Речь идет, например, про Лугансктепловоз, Энергомашспецсталь, Насосэнергомаш и тому подобное. Таких предприятий, вероятно, торговые барьеры не будут касаться благодаря контактам их владельцев. Поэтому они не требуют опеки от государства.
Читайте также: Мировая пресса про Украину и влияние санкций на Россию
Аналогичный подход должен касаться и импорта. Главная проблема здесь касается энергоносителей, прежде всего природного газа, ввоз которых в прошлом году составлял 53% всего импорта из РФ. Диверсификации источников поставки голубого топлива украинская власть уже уделяет достаточно внимания, потому что это вопрос национальной безопасности, которое было проблемным в течение многих лет. Что касается поставки угля, в меньшей степени нефти и нефтепродуктов, то Украина может относительно легко найти альтернативу поставкам из России. Главное здесь правильно наладить логистическую цепочку, чтобы избежать таких проблем, которые мы имели на начало отопительного сезона прошлого года.
Кроме энергоносителей, практически все товарные группы, которые поставляются из России можно заменить продукцией из других стран (здесь государство должно воспользоваться моментом, чтобы пролоббировать размещение как можно большего количества производств западных компаний на территории Украины). За исключением одного очень важного сегмента. Речь идет про комплектующие к технологическим производствам, в частности авиакосмической отрасли. Мы не сможем производить самолеты, если не будем получать критически важные детали российского производства. А поскольку потенциал у отрасли огромный, и его надо сохранить, то государство должно изрядно поломать голову над тем, как сохранить кооперацию с российскими авиаторами. Возможно, стоит привязать поставки их продукции к экспорту критически важных для России украинских товаров. Возможно, удастся найти другой выход из ситуации, однако, очевидно, Украина должна работать над этим уже сегодня.
Труд и капитал
Одной из ключевых в экономических взаимосвязях с Россией есть проблема людей. Международная миграционная организация насчитала 2,5 миллиона украинских заробитчан, которые работают за границей, более половины из которых - нелегально. Если оценивать по структуре денежных переводов из-за границы, то в России работает от трети до половины этого количества, а это при грубом подсчете миллион людей. Понятно, что в любой момент РФ может показать им на дверь, что приведет к огромным социальным проблемам внутри Украины. Поэтому власть должна уже сейчас думать, как трудоустроить этих людей в случае, когда этот риск реализуется. То же касается около миллиона рабочих мест на предприятиях, которые заведомо не смогут себя найти на других рынках, кроме России.
Читайте также: В Украине растет молодежная безработица
Создать даже миллион рабочих мест - очень трудная задача для украинской экономики. По данным Госстата, за 2001-2008 годы было дополнительно занято чуть больше миллиона людей, но это произошло в условиях кредитного бума. Сейчас нужно занять вдвое больше людей в очень сжатые сроки. Понятно, что без глубоких всеобъемлющих реформ эту задачу решить нереально. Поэтому увеличение занятости на случай резкого появления миллионов рабочих рук - еще один важный мотив для власти проводить рыночные преобразования. С другой стороны, есть быстрая, но достаточно эффективная альтернатива. Украина должна работать над тем, чтобы облегчить выезд своих граждан в страны Европы и обеспечить им возможность трудоустроиться там. В частности речь идет о получении безвизового режима с ЕС и другие законодательные изменения. Это позволит направить избыток рабочей силы, если в определенный момент он образуется под влиянием действий РФ, на европейские рынки. Конечно, этот кратковременный выход из ситуации не освободит Украину от необходимости создавать почву для появления рабочих мест, проводя экономические реформы.
Что касается капитала, то проблем с ним значительно меньше. По данным Госстата, доля российского капитала в запасе прямых иностранных инвестиций составляет лишь 5,9% (еще часть, вероятно, оформлено через оффшорные страны). Такая цифра угрозы не представляет. Это касается и банков. На начало 2015 года доля российских банков в банковском секторе Украины составляла 13% по активам, 15% по выданным кредитам, почти 8% по привлеченным депозитам. Эти цифры некритичные для системы. Единственное, что требуется от государства, - это поспособствовать тому, чтобы влияние российских банков ограничилось нынешним уровнем и на будущее. Инструменты для этого существуют.