Иностранные энергетические компании сворачивают проекты по добыче газа в Украине. Среди главных причин - падение цен на мировых рынках и высокая рента на газодобычу. Есть ли будущее у сланцевого газа в Украине?
Сначала американская ExxonMobil свернула свой проект по добыче газа на шельфе Черного моря, а нидерландско-британская Shell заморозила проект добычи газа из плотных песчаников на Юзовском участке, на территории Харьковской и Донецкой областей. И вот недавно американская Chevron официально вышла из проекта добычи сланцевого газа на Олесской площади на Львовщине и Ивано-Франковщине, и вообще ушла из Украины. Это несмотря на то, что ресурсы этого региона на Западной Украине оценивали почти в 3 триллиона кубометров газа.
Дешевые энергоносители и дорога рента. Как пояснила Chevron в комментарии Deutsche Welle, "возможности добычи сланцевого газа в Центральной и Восточной Европе не конкурируют с другими возможностями в мировом портфолио Chevron". На самом деле, убеждены эксперты, причин такого решения - несколько. Президент киевского Центра глобалистики "Стратегия XXI" Михаил Гончар прежде всего выделяет снижение цен на нефть и, как следствие, на газ. "При таких условиях дорогостоящие проекты разработки залежей нетрадиционного газа становятся менее выгодными, чем это было тогда, когда цены на углеводороды были высокими. Особенно сложно реализовывать такие замыслы в европейских странах, где действуют жесткие экологические условия", - добавляет эксперт.
Читайте также: Сланцевый газ в Европе оказался мифом
Его коллега Юрий Корольчук, член наблюдательного совета Института энергетических стратегий, считает, что проекты по разработке нетрадиционного газа конкурентоспособны только при цене на нефть более 100 долларов. Поэтому при нынешней стоимости "черного золота" марки Brent в примерно 55 долларов крупные корпорации нередко сворачивают проекты по разработке нетрадиционного газа.
Похожая ситуация в Польше
В частности Chevron ушла не только из Украины. Компания свернула свои проекты во всех европейских странах: в Польше, Литве, Румынии и Болгарии. Так, в Польше, например, официальная версия выхода из страны такая же, которую пресс-центр Chevron озвучил в письме DW с запросом относительно Украины: "возможности добычи сланцевого газа в Центральной и Восточной Европе не конкурируют с другими возможностями в мировом портфолио Chevron". Вместе с Chevron, в течение последних трех лет из Польши пошли также Exxon Mobil, Total и Marathon Oil.
По оценке американского издание Bangor Daily News, для этого были общие для всех этих компаний причины. Первая - это резкое падение цен на углеводороды в мире, через которое даже крупные энергетические компании вынуждены сворачивать свои проекты, которые находятся в начальных стадиях, и в рамках которых непосредственно к добыче газа или нефти еще далеко. Вторая причина заключается в том, что газа в польских месторождениях оказалось меньше, чем рассчитывали сначала. А третья - условия добычи оказались сложнее, чем надеялись.
Читайте также: Сланцевые компании США как стабилизационный фактор в производстве нефти
При таких обстоятельствах не помогли удержать иностранных нефтепроизводителей даже планы польских властей ввести для таких компаний шестилетние налоговые каникулы. "То что уж говорить об Украине", - говорит гендиректор Центра исследований энергетики (EIR Center) Александр Харченко. "Здесь рента (так называемый налог за пользование недрами для испытания углеводородов. - Ред.) на добычу по договорам совместной деятельности составляет 65 и 70 процентов (во втором и третьем кварталах 2015 года соответственно. - Ред.), тогда как в среднем в других странах мира от 20 до 35 процентов", - говорит эксперт.
Добыча уменьшается. "Повышение ренты в Украине ввели в августе 2014, и это негативно сказалось на работе газодобывающих компаний: они начали сокращать свою деятельность, и добыча газа и нефти начал уменьшаться", - добавляет Юрий Корольчук. В то же время эксперт подчеркивает, что при этом частные компании - добытчики газа сами не идут на диалог с властью.
По его словам, частные компании не раскрывают того, насколько для них является убыточным повышения ренты. "Насколько я знаю, - говорит Корольчук, - рента в 50-60 процентов для них терпимая. Потому что себестоимость добычи довольно дешевая. Практически все месторождения - это месторождения, которые были разведаны еще во времена Советского Союза, там есть все геологические данные, остается только провести промышленную скважину и обустроить ее. А это - значительная экономия средств".
Препятствия энергетической независимости. Выход Chevron сразу из нескольких стран в Европе может свидетельствовать также и о системных проблемах в корпоративной стратегии, считает Михаил Гончар. "Вероятно, компания применяла в европейских странах слишком шаблонные подходы, не разделяя стратегию для Западной Африки и Восточной Европы. Так и в Украине взаимодействие компании с правительственными и неправительственными структурами, вероятно, оказалась недостаточным", - заключает эксперт. Впрочем не последнюю роль, говорит Гончар, сыграла и "антисланцевая" пропаганда Кремля и "Газпрома". "В разработках нетрадиционного газа в Украине "Газпром" усматривал вызов для того европейского газового рынка, на котором он занимает достаточно мощные позиции. Поэтому дискредитация проектов разработки сланцевого газа, которая имела место практически во всех странах, тоже произвела свой эффект", - отмечает эксперт.
Непосредственно негативно отразились действия России на другом амбициозном украинском проекте по добыче газа. На Юзовском участке, на территории Харьковской и Донецкой областей, нидерландско-британская Shell планировала поиск и добычу газа уплотненных песчаников. Впрочем проект заморозили: "В июле 2014 через боевые действия на востоке Украины компания Shell объявила форс-мажор относительно осуществления операционной деятельности на Юзовском участке", - сообщили DW в корпорации. По мнению Александра Харченко, "Россия начала агрессию, в частности, и для того, чтобы остановить развитие крупного газового проекта, который имел возможность дать Украине возможность стать газово независимой, а в ближайшие десятилетия - экспортером голубого топлива".
Читайте также: Нефть дешевеет. Разведка новых залежей - нет
Еще один многообещающий проект американской ExxonMobil тоже завершился безрезультатно: после аннексии Крыма компания отказалась от планов добывать газ на украинском шельфе Черного моря, близ острова Змеиный. Михаил Гончар убежден, что "это свидетельствует о том, что когда Россия планировала агрессию против Украины, то одним из мотивов было создать максимально неблагоприятные условия для украинских проектов разработки шельфового и нетрадиционного газа".
Дальнейшие перспективы. Теперь, когда Chevron, Shell и ExxonMobil свернули все масштабные проекты по исследованию газовых месторождений, в Украине все же осталось несколько газовых проектов. В частности, итальянская ENI и австрийская RUG приобрели лицензии в Западной Украине, неподалеку Олесской площади, и ведут разведку сланцевого газа. Масштаб этих проектов значительно меньше, чем те, от которых уже отказались. Но это, отмечают эксперты, свидетельствует, что интерес r сланцевым проектам в Украине остается.
Чтобы сделать добычу более привлекательной, украинские политики предлагают снизить ренту на добычу почти вдвое. На днях в Верховную Раду был внесен соответствующий законопроект. Одновременно Юрий Корольчук обращает внимание на определенную "дискриминацию", заложенной в этот законопроект. "Снижать такие рентные платежи планируют только для новых компаний, тогда как для тех, кто уже работает, ренту снижать не будут", - объясняет эксперт. Корольчук предлагает предоставить льготные условия для всех добытчиков газа, чтобы увеличить добычу и обеспечить энергетическую независимость. Впрочем, на пути к такому подходу могут стать дыры в бюджете, которые правительство надеется залатать, в частности, поступлениями от ренты.