Будущему еврозоны грозит старение населения Европы

угрозы еврозоне В последнее время ситуация в еврозоне стала улучшаться: в I квартале рост на уровне 0,4% (1,6% в годовом исчислении) был сильнейшим за двухлетний период восстановления экономики; безработица упало до 11,1% – самое низкое за последние три года; инфляция снова на достаточном уровне уровне.

Даже блеснула надежда, что валютному союзу ЕС удастся удержать Грецию. Но, даже если повезет с этим, евро все-таки вскоре предстанет перед более масштабным кризисом. Проблемы медленного экономического роста и дефицита государственных финансов последних лет вскоре резко обострятся из-за демографической ситуации. И больше всего пострадает не какая-то небольшая средиземноморская страна, а локомотив еврозоны – Германия, пишет The Economist.

Экономический эффект старения населения сначала положительный, но в конечном итоге неблагоприятный. Очень многочисленное поколение, рожденное после Второй мировой войны, долгое время стимулировало экономический рост благодаря увеличению количества рабочей силы, как в абсолютном выражении, так и относительно количества населения в целом. Но бэби-бумеры уходят на заслуженный отдых, а на смену им приходят менее многочисленные поколения, которые родились уже в период низкой фертильности. Если в еврозоне не произойдет резкого увеличения воспроизводства населения или же поднятие планки пенсионного возраста, такой демографический сдвиг потянет потенциал роста вниз, потому что количество трудоспособных граждан будет сокращаться. Нынешняя ситуация обусловлена высоким уровнем рождаемости много лет назад и прогрессом медицины в области продления жизни, поэтому она неизбежна. Приток молодых мигрантов в ЕС может лишь несколько ослабить тенденцию, потому что коренные жители всегда будут гораздо более многочисленны новоприбывших.

Читайте также: Принцип Европы без виз и границ подвергается испытаниям

Что касается последствий старения населения для финансовой системы, то они тоже имеют две фазы. В первой государственный бюджет получает бонус: вследствие роста количества работников резко увеличивается поступление налогов, а пенсионные расходы незначительные, потому что количество людей старшего возраста относительно мало. Но, когда бэби-бумеры начинают выходить на пенсию, бонус превращается в штраф. Населения трудоспособного возраста, которое платит налоги, становится менее многочисленным, а ряды пенсионеров пополняются, что предопределяет более масштабные пенсионные расходы – преимущественно на государственные пенсии, которые начинают получать все больше людей, и все более ценные медицинские услуги для них, которые почти везде оплачиваются из бюджета. И, несмотря на то что параллельно для молодежи дешевеет образование, сэкономить на старший возраст все-таки удается немного.

В США послевоенный беби-бум начался раньше, чем в Европе, – сразу после Второй мировой. Рождаемость там достигла пика в конце 1950-х. Это означает, что первые бэби-бумеры идут на пенсию. Но благодаря сохранению коэффициента фертильности в США на уровне, близком к коэффициенту замещения (чуть больше, чем двое детей на женщину), и довольно значительной иммиграции населения трудоспособного возраста там не перестает расти.

А вот европейский беби-бум действительно начался лишь в 1950-х и достиг пика в середине 1960-х, поэтому Европа сейчас только входит в отрицательную фазу. В то же время по эту сторону Атлантики бэби-бум был слабее, чем американский, а коэффициент рождаемости после него падал в Европе больше и быстрее. Он оказался куда ниже уровня замещения в 1970-х годах и остается особенно малым в Южной Европе и Германии (а в Британии и Франции в последние годы снова поднялся до американских показателей).

Читайте также: Проблема долга США и эксперимент Шредингера

Следовательно, последствия этого дисбаланса будут особенно ощутимы в зоне евро. Новые прогнозы от Европейской комиссии свидетельствуют и о масштабах, и о неотвратимости близких изменений. От 2013-го (базовый год для прогнозов) к 2030 году население трудоспособного возраста в еврозоне уменьшится на 6%. Спад, скорее всего, особенно ярко проявится в Германии, где количество потенциальных работников среди населения резко уменьшится – на 13%. Во Франции падение будет наблюдаться лишь на уровне 1%, а в Британии даже будет небольшой рост – 2%.

С сокращением населения трудоспособного возраста будут умножаться ряды пенсионеров, а следовательно, и доля иждивенцев пожилого возраста (отношение количества лиц в возрасте от 65 до возрастной группы 20-64 лет). В зоне евро в целом этот коэффициент будет подниматься от 32% в 2013-м до 45% в 2030-ом. Демографическая смена особенно интенсивной является в Германии, где количество пенсионеров вырастет на 5 млн (30%), а населения трудоспособного возраста одновременно потеряет более 6 млн человек. Через это отношение иждивенцев пожилого возраста к трудоспособному населению в Германии подскочит от 34% до 52% в 2030 году и станет крупнейшим в Европе, за исключением Латвии.

Такие неблагоприятные демографические тенденции не означают, будто экономика еврозоны автоматически обречена и дальше будет тормозить. В принципе, сокращение рабочей силы, через которое к середине 2020-х рост ВВП Германии будет замедляться примерно на 0,7 процентного пункта за год, согласно прогнозам Еврокомиссии, может компенсироваться усилением производительности труда. Однако последнее теряло темпы в еврозоне еще до начала финансового кризиса. В течение последних четырех лет оно было вообще мизерным, и если восстановится до прежнего скромного 1% за год, то это уже будет большой успех.

Самый очевидный ответ на проблему старения населения – позволить пожилым людям работать и дальше, а на пенсию идти позже. В Италии, например, в рамках реформ 2011 года резко повысился пенсионный возраст. Это может расширить предложение на рынке труда, потому что больше 50 - и 60-летних будут продолжать работу. Греции тоже придется забыть о ранний выход на пенсию, независимо от того, останется ли она в зоне евро или нет. Впрочем, даже с такими реформами еврозоне трудно будет обеспечивать нормальный рост в следующие 15 лет. Так что многим странам-членам, у которых огромные частные и государственные долги, будет непросто решить этот вопрос. То есть они будут оставаться уязвимыми к новым кризисам.

А тот факт, что старение населения особенно будет ощущаться в Германии, важный из-за ее значения для валютного союза. Экономическая устойчивость ФРГ поддерживала еврозону в течение кризиса, но демография ослабит крупнейшую экономику валютного сообщества. И действительно, по новым прогнозам, Британия (если она сохранится в современном составе и останется в Европейском Союзе) к 2050 году подвинет Германию и станет страной с наибольшим количеством жителей в ЕС. В то же время сильнейшей державе еврозоны свяжет руки старение ее населения.

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки