Жизнь современных европейцев омрачают бесконечные трудности. Не в последнюю очередь - неспособность покупать устрицы с Хог-Айленда. Выращенные в бухте к северу от Сан-Франциско, те мясистые, сочные моллюски, конечно ничем не уступят устрицам из Нормандии или Лангедоке.
Но трансатлантической торговли этим морепродуктом практически не существует из-за несовместимости режимов продовольственной безопасности: США контролирует содержание бактерий в водах устричных ферм, а ЕС проверяет самих моллюсков. Оба метода достаточно надежные , но ни одна из сторон не признает практики другой стороны, пишет EUROUA.COM со ссылкой на The Economist.
Эти разногласия должен сгладить запланированное Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство (ТТИП) - амбициозное соглашение о зоне свободной торговли между США и ЕС. В отличие от классических соглашений о ЗСТ ТТИП касается регуляторных и других нетарифных барьеров, потому что сборы с большинства продуктов, которые продаются и покупаются по обе стороны Атлантики, уже и так близки к нулю (за исключением спортивной обуви и дорогих сортов шоколада). Посредники мечтают о мире, в котором фармацевтические компании будут проходить одинаковые процедуры проверки, стандарты на все продукты - от проектной документации на автомобили до маркировки химикатов - будут согласованы или будут признаваться всеми сторонами, а трансатлантическая торговля устрицами наконец будет либерализована. Потенциальную выгоду от этого трудно оценить, но вполне вероятно, что «амбициозное» ТТИП сможет поднять ВВП США на 0,4%, а ЕС - еще выше.
Читайте также: Дожить до декабря 2015 года: что означает новый срок для Зоны свободной торговли с ЕС?
Это стало бы желанным стимулом для европейских стран, которых душат режимы строгой экономии и слабая мировая торговля. Для заключения соглашения не придется идти на политические жертвы через проведение структурных реформ или увеличивать бюджетные расходы. ТТИП могло бы также означать, что ЕС и США, на которые приходится половина мирового производства, установят стандарты, которым затем последуют другие страны мира. К тому же, говорят чиновники, оно укрепило бы трансатлантические отношения именно теперь, когда европейцы нервничают через Россию: кое-кто даже говорит об «экономическом НАТО». Это особенно важно для восточных европейцев, которые давно уже боятся стратегического разворота Барака Обамы в сторону Азии.
И все же ТТИП топчется на месте. За 18 месяцев от начала переговоров достигнуто очень мало, и обе стороны критикуют друг друга за протекцию приоритетных для каждой секторов экономики. Задержки - дело обычное: на заключение нового торгового соглашения между ЕС и Канадой понадобилось пять лет, смена руководителей в ЕС парализовала Брюссель на несколько месяцев, а Соединенные Штаты Америки только что завершили промежуточные выборы. На этой неделе Сесилия Мальмстрем, новый еврокомиссар по вопросам торговли, улыбалась сторонам во время визита в Вашингтон, где она пообещала «начать сначала». Торговля, по ее словам, - одна из немногих отраслей, в которой республиканский Конгресс мог бы сотрудничать с Обамой.
Читайте также: ЕС против Google: стоит ли разбивать цифровые монополии?
Проблема в том, что многие европейцы скорее зарезали бы этот проект вместо начинать его сначала. ТТИП, по мнению оппонентов, - троянский конь, который позволит американским мультинациональным корпорациям обойти жесткие европейские стандарты, которые не удалось отменить их лоббистам, или скупить всю британскую систему здравоохранения. Удивительно то, что сильнее всего оппозиция чувствуется в Германии, которая ранее никогда не была бастионом антиглобалистов. Большую часть года внимание критиков было приковано к Chlorhühnchen (вымоченной в хлорном растворе курятине). То один из аргументов, которыми они пугали европейцев: мол, им придется это кушать, как только откроются двери для американских продуктов. Канцлер Ангела Меркель заявляла, что бояться нечего. А в последнее время критики акцентируют на процедуре урегулирования споров между инвестором и государством (ISDS), что дает возможность иностранным инвесторам обращаться в арбитражный суд за компенсациями в случае отчуждения имущества или других нарушений со стороны государства. Есть мнение, что за всем этим скрывается воскресший атавистический антиамериканизм немецкой левой силы, которая с новой силой вспыхнул после шпионского скандала с прослушкой американцами телефона Меркель.
Европейские чиновники не обращают особого внимания на те детские болячки. ТТИП может стать самым амбициозным торговым соглашением в истории ЕС. Не удивительно, что некоторым это не нравится. Но в частных разговорах слышать разочарование тем, куда вернули дискуссии. Страсти вокруг ISDS заставили ЕС временно снять эту тему с переговоров до выяснения, как именно ее нужно продолжать. Чиновники говорят, что процесс можно реформировать, например, введя механизм апелляции и защиты от откровенно необоснованных исков так, чтобы сохранить саму сделку.
Читайте также: Транстихоокеанская интеграция и роль США
Но у американской стороны свои опасения. ТТИП для Администрации Обамы имеет меньшую приоритетность, чем Транс-Тихоокеанское партнерство (соглашение о зоне свободной торговли, которую США хотят заключить с 11 странами Азиатско-Тихоокеанского региона). По словам чиновников, можно параллельно вести переговоры в обоих направлениях. Но чем больше Европа тормозит, тем чаще американцы спрашивают себя: не лучше ли направить свою энергию куда-нибудь? «Честно говоря, мы не понимаем, почему Европа не хватается за это обеими руками», - удивляется один из американских чиновников. Неспособность договориться о ТТИП также, вероятно, неблагоприятно повлияет на возможный референдум в Британии о выходе из ЕС: сторонники выхода часто заявляют, что ей было бы легче самостоятельно заключать торговые соглашения с Америкой.
Мальмстрем против хлорированной курятины. Впрочем, появились признаки оттепели. В прошлом месяце Зигмар Габриэль, лидер Социал-демократической партии Германии и вице-канцлер в правительстве Меркель, объявили о поддержке соглашения с Канадой - лишь через два месяца после заявления, что ему не удалось защитить положение о ISDS. Сама Меркель тоже четче выражает поддержку. Американские чиновники говорят, что в последние недели дебаты затихли. Они тепло отзываются о Мальмстрем и восторженно - про Франса Тиммерманса, еврокомиссара из Нидерландов, который пытается решить вопрос с ISDS.
Однако сторонникам ТТИП все еще трудно сформировать положительный имидж, зато они вынуждены воевать с «хлорированными цыплятами» и другими мифами. В отличие от большинства предыдущих торговых соглашений ЕС ТТИП, возможно, придется ратифицировать национальным парламентам (а также Европейским парламентом), поэтому нельзя сбрасывать со счета критически настроенных политиков. Один из американских лоббистов торгового соглашения между ЕС и США говорит, что научился не обещать европейцам в результате заключения соглашения немедленного уменьшения безработицы и роста; никто в это не верит. Больше пользы приносят лесть вроде утверждения, что ТТИП - это, по сути, расширение единого рынка ЕС на территорию друга и партнера. А еще можно вспомнить про устрицы - в промоции ТТИП надо задействовать все аргументы.