Новость об отсрочке полномасштабного двустороннего применения экономической части Соглашения об ассоциации Украины с Европейским Союзом стала неожиданностью для украинского общества.
Соответствующее решение было принято после очередных трехсторонних консультаций ЕС и России в Брюсселе 12 сентября. Украинцы услышали новую дату вступления в силу всех положений Соглашения об ассоциации - 31 декабря 2015 года.
Радио Свобода поинтересовалось в кулуарах 11-й ежегодной встречи «Ялтинской европейской стратегии» в премьер-министра Украины Арсения Яценюка, почему украинской общественности не объяснили причин и нюансов такого решения заранее. Председатель правительства ответил, что сам только накануне ночью узнал о том, что полномасштабное внедрение зоны свободной торговли откладывается.
По его словам, отсрочка временного применения части о зоне свободной торговли и Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС не является проблемой для украинской экономики. «И здесь от Украины зависит только одно: после имплементации Соглашения мы ратифицируем и будем выполнять каждый пункт. И мы выполним санитарные, фитосанитарные условия. Мы готовы это делать», - отметил он.
Яценюк отметил, что Украина таким образом получит время подготовить экономику: «европейский рынок для Украины открыт, а украинский рынок для Европы пока закрыт». Он заверил, что и ратификация состоится, и реформы будут осуществляться без промедлений и отсрочек, и имплементация соглашения тоже будет иметь место.
Украина получила доходы в бюджет, Россия - новые месседжи для пропаганды? В чем же тогда, собственно проглядывает, отсрочка?
И украинский премьер-министр Арсений Яценюк и министр иностранных дел Павел Климкин и заместитель главы президентской администрации по вопросам проведения административных, социальных и экономических реформ Дмитрий Шимкив единогласно уверяли, что решение, принятое в Брюсселе в пятницу, 12 сентября, в действительности является выгодным для Украины и его не нужно отождествлять с отсрочкой соглашения об ассоциации как таковой.
Читайте также: Реформы в Украине противоречат европейским стандартам и Конституции Украины
Они выложили такую схему: синхронная ратификация соглашения Европейским парламентом и украинским состоится уже на следующей неделе, украинские товары будут экспортироваться в ЕС без уплаты пошлин или по сниженным пошлинам, как это предусматривается условиями зоны свободной торговли, а вот импорт из ЕС в Украину будет облагаться пошлиной. Таким образом, украинский бюджет в условиях де-факто военного положения и глубокого экономического кризиса сохраняет до 2015 года доходы от уплаты пошлины. Правда, никто из власть имущих не привел конкретных цифр ожидаемых от этого доходов.
Тем временем Россия может продать своей пропутинской общественности месседж о том, что Соглашение об ассоциации Украины и ЕС отложено, и Россия добилась того, чего хотела еще в ноябре 2013 года от Виктора Януковича. За этот год и несколько месяцев, которые Украине нужно еще прожить и выжить перед угрозой дальнейшей российской агрессии, она, по словам Дмитрия Шимкова, получает время для реструктуризации своей экономики, ее производители будут иметь больше шансов подготовиться к конкуренции на внутреннем украинском рынке с европейскими экспортерами и переориентироваться на альтернативные российскому рынки.
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин, который представлял Украину на переговорах в Брюсселе, в свою очередь, заявил следующее: «это было наше с Европейским Союзом решения, наша идея. И она просто легла в канву этих трехсторонних консультаций, которые мы вели».
Но, в конце концов, он дипломатическим языком признал ту роль, которую Россия сыграла в том, что вдруг Украина получила новый дедлайн - 31 декабря 2015 года. По его словам, Россия считает мифические убытки, поэтому «для России важно сказать, что Европейский союз ее услышал». Климкин подчеркнул: президент Владимир Путин настаивал именно на внесении изменений в ассоциации между ЕС и Украиной. Зато государству удалось сохранить каждую букву в соглашении».
Другими словами, Россия требовала переписать в корне текст соглашения об ассоциации. Зато ЕС и Украина совместно нашли альтернативу этому - отсрочить полномасштабное применение соглашения.
В то же время если европейские производители дальше будут платить пошлины, россиянам будет значительно легче с ними конкурировать, они выигрывают за счет более низких цен на свою продукцию. Наши производители получили определенный период защиты, вот и все - Климкин
Радио Свобода поинтересовалось у украинского министра иностранных дел, где гарантии, что Россия не использует это время против Украины и ее планов евроинтеграции. Ведь за это время под давлением России Донбасс может получить такой специальный статус, который даст ему возможность блокировать стратегические решения центрального правительства Украины, в частности относительно применения соглашения об ассоциации. Павел Климкин ответил следующее: «Процесс для Донецка и Луганска, Донбасса должен быть инклюзивным, демократическим процессом. Чтобы не позволить оставить ситуацию так, как сейчас, нам нужно полностью реализовать мирный план президента в смысле деэскалации, в смысле гуманитарного измерения, в смысле реабилитации инфраструктуры, они там уничтожают его сейчас, и в смысле политического процесса. Это местные выборы, это децентрализации. Именно эти вещи являются важными кирпичиками в общем процессе. Если так они будут действовать, и мы будем последовательно работать, мы будем иметь успех», - сказал Павел Климкин.
Он предлагает не смотреть с пессимизмом в ближайшее будущее, зафиксированное в дате - 31 декабря 2015 года: «Но это не связано с этими датами. Эта дата, 31 декабря 2015 года, касается сугубо уникальных экономических преференций ЕС. ЗСТ будет полностью работать в одну сторону, а наши производители получили определенный период защиты, который они должны использовать. Поскольку ЗСТ для своей эффективной имплементации все равно заработает».
Заместитель помощника государственного секретаря, заместитель руководителя Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда Государственного департамента США Томас Мелиа тем временем озвучил весьма критическую оценку реформаторским усилиям нынешней украинской власти. Полгода, прошедшие после Майдана, ей не хватило даже для того, чтобы принять хотя бы закон про Национальное бюро антикоррупционных расследований. «Если Украина не будет проводить эффективных внутренних реформ, консенсус относительно ее поддержки в мире может исчезнуть», - подчеркнул представитель государственного департамента.
Таким образом, даже если Украине пришлось вместе с ЕС придумывать новые формулы применения соглашения об ассоциации в обмен на мир, то есть в обмен на прекращение российского вторжения на материковую Украину, политики, украинские, американские, европейские, единодушны в том, что следующий год может принести ей как успех, так и крах. Или Украина радикально реформируется даже вопреки оккупации и агрессии России, или Владимир Путин и его режим используют это время на свою пользу для разрушения исторического проекта под названием «Украина». По словам Томаса Мелии, это время может быть «последним шансом» Украины.