В возврате Донбасса Украине важно не когда, а как? Минским процессом недоволен никто, но к нему привязаны санкции в отношении России.
На фоне постоянных сетований всех сторон так называемого «Минского» мирного процесса на невыполнение договоренностей президент Петр Порошенко выразил надежду, что уже в 2016 году Украина сможет вернуть под свой контроль территории на Донбассе. На вопрос, оправдан ли оптимизм украинского руководителя, в интервью Голосу Америки отвечала эксперт вашингтонской аналитической организации «Атлантический совет» Алина Полякова.
Я считаю, что это обязанность президента быть оптимистичным. С другой стороны, нельзя исключать, что его прогноз сбудется. Если «Минск» действительно сработает, то мы действительно можем увидеть возвращение Украине оккупированных территорий. Я считаю, что сложнее и важнее вопрос в том, как будет выглядеть возвращение. Не думаю, что в интересах Украины является возвращение этих регионов в виде автономных территорий, ибо они тогда влияли бы на политику Украины в вопросах безопасности. Тем временем, если там будут проведены и будут признаны местные выборы, если к процессу будут иметь доступ представители ОБСЕ и другие организации, и эти регионы в конце концов будут реинтегрированы в Украину по соответствующей процедуре, то это уже другой вопрос.
Читайте также: На Донбассе дипломатия бессильна
Если есть так много жалоб на «минский процесс», есть ли ему альтернативы?
Сейчас «минский процесс» - это главный способ оценки прогресса прекращения огня на востоке Украины. Важно то, что «Минск» не очень выгоден и для России, потому что российские силы действуют в условиях ограничений, которые накладывают минские соглашения, а санкции, которые также закреплены минскими соглашениями, дальше вредят российской экономике. Определенные санкции ЕС и США привязаны к делу Крыма. Поэтому, санкции остаются, пока не будут выполнены минские соглашения.
В статье о перспективах Украины вы написали, что этот год будет решающим - "пан или пропал" для Украины. Почему именно этот год, ведь прошлые годы с активными боевыми действиями были гораздо сложнее, разве не так?
Я считаю, что на это можно смотреть так, что за последние два года Украина прошла через многие кризисные ситуации: большой политический кризис, вылившийся в Евромайдан, социальные проблемы, экономический кризис, борьба внутри правительства, военная ситуация на востоке и, конечно же, аннексия Крыма. Любой из этих кризисов по отдельности мог привести к коллапсу Украины. Этого не произошло, и это потрясающее достижение, о котором не надо забывать. Но все это относительное. Теперь имеем 2016 год, и у правительства есть шанс воплотить реформы, которые уже приняты парламентом, и которые имеют поддержку международного сообщества. 2016-й будет критическим для Украины, показав, может ли Украина достичь политической стабильности, экономического роста и двигаться вперед не смотря на то, что на востоке продолжаются боевые действия низкой интенсивности.
Читайте также: Особое самоуправления Донбасса отложат?
То, что сказал президент Обама в последней речи об Украине в Конгрессе, некоторые очень критиковали. Что вы думаете о людях, которые советуют президенту Обаме, когда речь идет о украинские вопросы?
Ежегодная речь президента о состоянии страны – это очень важное событие, за которым стоит следить экспертам. Он лишь один раз упомянул Украину и Россию. Это удивило тех, кто понимает, насколько критичной является украинская ситуация для стабильности Восточной Европы, и насколько критичной является политика российского правительства, направленная на нарушение мирового порядка и безопасности. Поэтому, я надеюсь, что Обама просто оговорился в предложении, где назвал Украину государством-клиентом России. Я не скажу, кто написал эту речь. Надеюсь, что эксперты по вопросам Украины, России, Восточной Европы следили за ней. Но выбор слов президента был ужасный, потому что получается, что президент согласился с тем, что утверждает российская пропаганда и в чем пытается убедить весь мир: Украина не отличается от России и является государством-клиентом. Но в целом - это ошибка, которая стала неправильным сигналом и для Украины, и для союзников США.