Чего достиг Дональд Трамп на Ближнем Востоке?

Когда Дональд Трамп отправлялся в свою первую в качестве президента зарубежную поездку в наиболее нестабильный и опасный в мире регион, некоторые обозреватели забеспокоились. Однако оказалось, что ближневосточный этап первого девятидневного турне Трампа стал пока что одним из самых спокойных периодов его президентства.

Впрочем, сближением с Саудовской Аравией и суннитами, а также удалением от Ирана и шиитов американский президент не разрядил, а только увеличил напряженность в этом многострадальном регионе.

В Эр-Рияде, куда Трамп прибыл 20 мая, он попытался перезагрузить отношения с мусульманским миром, что стали очень натянутыми из-за его исламофобской риторики.

«Думаю, ислам ненавидит нас», — сказал он в прошлом году, призвав к тотальному запрету на въезд в США для мусульман. Но в речи 21 мая Трамп заявил, что противостояние экстремизму — это «борьба между добром и злом», а не «между различными религиями». Возложив вину за большинство проблем региона на терроризм, он призвал присутствующих на встрече лидеров мусульман-суннитов выгнать экстремистов. «Прогоните их», — повторил он пять раз.

Этот призыв был воспринят на «ура». Слушатели (преимущественно автократы и диктаторы) рассыпались в лести. «Вы уникальная личность, способная сделать невозможное», — сказал египетский президент Абдель Фаттаг аль-Сиси. «Согласен», — ответил Трамп, настроение которому могли поднять огромные его же портреты, развешанные хозяевами по всему Эр-Рияду. Он дал понять, что в отличие от своего предшественника не будет давить на арабских лидеров в таких вопросах, как права человека, если только они придут к согласию относительно безопасности и торговли. «Мы здесь не для того, чтобы читать лекции», — сказал он.

Читайте также: Трамп возвращает утраченные позиции США на Ближнем Востоке

Трамп объявил о продаже Саудовской Аравии военного оборудования на $110 млрд, открытие в Эр-Рияде нового центра для борьбы с экстремистской идеологией и еще одного, который будет бороться против финансирования террористов. Но за улыбками скрывалась напряженность. Королевство, которое Трамп когда-то назвал «крупнейшим в мире спонсором терроризма», тратит миллиарды долларов на распространение своей ультраконсервативной разновидности ислама. Кто-то считает стратегию Трампа близорукой: арабские автократы предлагают стабильность, «но только благодаря жестокому подавлению несогласных, чье негодование наконец порождает новых террористов», - говорит Мустафа Акйоль из американского Колледжа Веллсли.

Трамп угодил хозяевам встречи.

Но при этом и усилил межконфессиональную напряженность, обвинив их соперника — Иран — в большинстве проблем региона. «От Ливана до Ирака и Йемена Иран финансирует, вооружает и обучает террористов, боевиков и другие экстремистские группировки, которые сеют разрушения и хаос в регионе», — сказал президент. В значительной мере эта критика обоснована, но факт остается фактом: большинство джихадистов на Ближнем Востоке — сунниты, а не шииты. Кроме того, когда Трамп посещал Эр-Рияд, иранцы переизбирали президентом относительно умеренного Хасана Рухани. «Иран сразу после реальных выборов раскритикован [Трампом] в том бастионе демократии и умеренности», — написал министр иностранных дел Ирана в Twitter, намекая на Саудовскую Аравию.

Во многом визит Трампа в Эр-Рияд отражает попытку отмежеваться от внешней политики Барака Обамы, который в 2015 году договорился с Ираном при президентстве Рухани об ограничении ядерной программы в обмен на снятие санкций. Такая переориентация не понравилась саудитам, которые устроили Обаме прохладный прием во время его последнего визита в королевство. Трампа, наоборот, король Салман встретил пышной процессией с танцами, саблями и загадочной светящейся пулей.

Однако реально изменилось меньше, чем может казаться. Трамп пока не разорвал ядерного договора с Ираном, который ранее называл «худшей сделкой в истории», но который, по словам его Администрации, Тегеран выполняет. Перед самым прилетом в Эр-Рияд он отменил (отдельные) санкции против Ирана. А еще, как и Обама, Трамп заявил, что будет избегать «внезапных вмешательств» в дела региона. Значительная часть контрактов на продажу оружия, которым так гордится Трамп, — это результат переговоров при президентстве Обамы. Однако последний приостановил действие многих пунктов пакета договоренностей, поскольку опасался, что американским оружием будут убивать гражданское население в Йемене и что оно может подхлестнуть гонку вооружений с Ираном.

Читайте также: За что боролась бы Америка?

22 мая Трамп прибыл в Израиль. Еще до инаугурации он говорил о желании добиться, по его словам, «абсолютной договоренности» — мира между Израилем и Палестиной. Однако не раскрыл подробностей того, как именно это сделать. Во время визита он не раз упоминал на публике «решение двух государств», по которому Израиль и Палестина должны были бы признать друг друга суверенными странами.

Ничего Трамп не сказал ни о строительство Израилем поселений на оккупированном Западном берегу, ни про железный контроль над жизнями палестинцев там и в Секторе Газы. В Вифлееме Трамп поучал главу Палестинской автономии Магмуда Аббаса: «Мир никогда не сможет укорениться там, где насилие терпят, финансируют и даже вознаграждают». В выступлениях в Иерусалиме он ограничился расплывчатыми банальностями о том, как «и израильтяне, и палестинцы пытаются дать своим детям надежду в жизни».

Израильские и американские политики утверждали, что на закрытых переговорах президент США акцентировал внимание на том, что имеет серьезные миротворческие намерения. Но по крайней мере пока что его, похоже, устраивает, чтобы с нюансами обе стороны разбирались сами. Многие обозреватели надеялись (видимо, наивно) на какие-то признаки усиления давления на Израиль, чтобы добиться компромиссов. Трамп никак на такое не намекал.

Но он таки сделал одну уступку палестинцам, что, наверное, разочаровал «ястребов» во властной коалиции. Трамп подчеркнуто игнорировал просьбы фактически признать суверенитет Израиля над восточной частью Иерусалима (в июне от момента ее захвата исполняется 50 лет). Израильских политиков не пригласили посетить вместе с ним храм Гроба Господня и Западную стену Старого города в Иерусалиме. Не выказал Трамп также намерения выполнить свое предвыборное обещание и перенести американское посольство из Тель-Авива в Иерусалим.

И все-таки в его заявлениях во время этого короткого (менее сутки) визита было немало такого, что для Нетаньяху звучало как музыка. Он расхваливал «несгибаемый дух» и «достижения еврейского народа», вспоминал про «совместные ценности» Израиля и Америки. И пообещал: хотя «иранские лидеры привычно призывают к уничтожению Израиля, но с Дональдом Дж. Трампом этого не будет. Поверьте мне».

В одном из выступлений Трамп отошел от сценария и противопоставил свою поддержку Израиля прохладному отношению предыдущей Администрации. Сказал, что между ними «огромная и великолепная разница». При президентстве Обамы, несмотря на его непростые личные отношения с Нетаньяху и их глубокие разногласия относительно соглашения с Ираном, Израиль получал небывалую по объему военную поддержку США и доступ к разведданным. Но Администрация Обамы неутомимо работала также над развитием дипломатического процесса с палестинцами, хотя и безрезультатно. Щедрая похвала и расплывчатые обещания Трампа означают, видимо, что Нетаньяху может расслабиться: теперь сопротивляться не нужно.

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки