За что боролась бы Америка?

роль США в миреСомнения точат мировой порядок, а супердержава не обращает внимания. «Почему все так рвутся применять военную силу?» - обычно рассудительный Барак Обама не сдержал раздражение 28 апреля, отвечая во время азиатского турне на вопрос о «слабости» своей страны.

Президент США сказал, что его Администрация делает медленные, но уверенные успехи. А впутывая страну в войны, его критики только навредят Америке, пишет The Economist.

Обама выразил настроение американского народа, которому уже надоело зря проливать кровь и тратить деньги в Ираке и Афганистане. Опрос общественного мнения, проведенный осенью Центром Пью, показал, что 52% респондентов хотели бы, чтобы США «занимались на международной арене собственными делами». Это самый высокий показатель за полвека опросов. Но, когда о необходимости действовать с должной осмотрительностью говорит американский президент, мир слышит нежелание, особенно когда дело доходит до главного для каждой супердержавы: ее готовности воевать.

Читайте также: Список первоочередных задач для супердержавы

Сейчас в этой готовности сомневаются союзники Америки, которые чувствуют угрозу извне. Десятки лет гарантии безопасности со стороны США лежали в основе внешней политики Японии; теперь во время своего азиатского турне Обама должен повторно уверять Токио в американской поддержке на случай, если КНР захватит спорные острова Сенкаку (известные как Дяоюйтай в Китае). После вялой поддержки Обамой интервенции в Ливию и Мали, а впоследствии включения "задней передачи" в Сирии Израиль, Саудовская Аравия и некоторые арабские эмираты сомневаются в том, что Америка хочет поддерживать порядок на Ближнем Востоке. Сейчас, когда Владимир Путин разрывает на куски Украину, восточные европейцы боятся стать следующими.

Каждая ситуация особенна по-своему, но в резонаторе мировой политики они накладываются друг на друга. Азиатские государства отмечают, что в 1994 году в обмен на отказ от ядерного оружия Украина получила от России, Америки и Британии гарантии безопасности своих границ. Государства Балтии не забыли «красных линий», перейдених в Сирии. Арабские принцы и китайские послы считают сенаторов-республиканцев, выступающих за изоляционизм США. А все это вместе сеет среди друзей и врагов зерна сомнения: в день «Ч» Америка может не прийти на помощь.

Корень сомнения. Политика сдерживания, конечно, всегда содержит некий элемент сомнения. Между убеждениями, что любой американский президент будет защищать собственную территорию США и что Америка не будет воевать с Россией из-за Украины, - множество возможных комбинаций. Многое зависит от развития событий в каждом отдельно взятом случае. Но диапазон между этими двумя убеждениями очень быстро заполонили сомнения - и теперь над миром нависла угроза превращения в опасное, страшное место.

Читайте также: Стрела Путина: Кризис в Украине оживил трансатлантическое сотрудничество США и ЕС

Региональные лидеры уже и так пытаются доминировать над своими соседями. Все агрессивнее заявляет о своих территориальных претензиях Китай; нахально вмешивается в соседские дела Россия. В 2013 году Азия впервые обогнала Европу по объему расходов на вооружение - свидетельство того, что азиатские страны собираются рассчитывать в вопросах защиты на собственные силы. Если Обама не достигнет согласия с Ираном, Ближний Восток охватит ужас распространения ядерного оружия. А ключевой момент всего этого такой: сомнения питаются сомнениями. Когда сосед вооружается и нет уверенности, что супердержава пришлет военную помощь, тогда лучше и себе вооружиться. И пока одна половина лидеров осуждает тактику Путина, вторая присматривается, чтобы и себе такое повторить.

Манипуляции вроде тех, что их видим сейчас в горячих точках на Востоке Украины или в Южно-Китайском море, могут показаться далекими от Толедо или Турина. Но Запад, в конце концов, дорого заплатит за посягательство на мировой порядок. Вследствие этого ослабнут международные нормы (как свобода судоходства). У большинства развяжутся руки, чтобы притеснять меньшинства, которые затем будут становиться беженцами. Будет труднее поддерживать глобальные общественные блага вроде свободной торговли или борьбы с трансграничным загрязнением. Глобальные институты станут менее гибкими. Нарекания американцев на неблагодарность мира, который пользуется экономической, дипломатической и военной мощью Соединенных Штатов, не вкладывая ничего от себя, понятны. Но одновременно это дает американцам чрезвычайный привилегию действовать в системе, которая в целом выгодна им.

Головная боль для гегемона. Критики, которые сваливают всю вину на Обаму, не правы. В конце концов, не он посылал войска на улицы Багдада с сомнительной миссией. Да и Америка никак не смогла бы удержаться на тех высотах глобального доминирования, к которым ее преподнес развал Советского Союза. Китай, став великаном на мировой арене, вполне ожидаемо захотел большего влияния. Кроме того, Обама часто делает правильные шаги: несмотря на нарушение Будапештского меморандума 1994 года, никто не думал, что он должен был послать американские войска в Крыму.

Читайте также: Слабые Штаты Америки

И все же Обаме удалось ухудшить и без того плохую ситуацию в двух аспектах.

Во-первых, он нарушил основное правило стратегии сдерживания со стороны супердержавы: обязательно хранить верность слову. Он провел «красную линию» в Сирии, пообещав наказать Башара Асада за применение химического оружия. Когда тот использовал его, Обама ничего не сделал. В ответ на агрессию России хозяин Белого дома угрожал суровыми санкциями, а они оказались посредственными. На это он имел свои причины: в Сирии его подвела Британия, Европе нужен российский газ, а дома нервничает Конгресс. Но все это вместе свидетельствует об одном: слабость.

Во-вторых, Обама оказался невнимательным другом. Он доверил поддержание порядка в мире коалициям дипломатично настроенных демократий-единомышленников. В этом есть смысл. Только вот выстроить эти коалиции он не смог. А дипломатические методы в обхождении с «белыми воронами» вроде Ирана и России ведут к уступкам, которые беспокоят союзников Америки. Тем временем внушают доверие не только заверения о поддержке, но и собственно применения силы.

А еще доверие легко потерять, но трудно вернуть. Хотя есть в этом и положительные моменты: ослабленный Запад (как мы окрестили его после сирийского фиаско) все еще сильнее, чем он сам считает. Америка стоит гораздо выше остальных стран в плане военных расходов и опыта. В отличие от Китая и РФ, она имеет непревзойденную сеть союзников. За последние несколько лет с США сближались Малайзия, Мьянма, Вьетнам и Филиппины - все в поисках защиты от Китая.

Нашему восприятию свойственно меняться под влиянием событий: в 1991 году, например, Джордж Буш-старший всыпал на орехи Саддаму Хусейну и прекратил этим все разговоры про «вьетнамский синдром» Америки. Но нынешняя трактовка Запада не изменится, пока он сам не осознает, что теряет. Европейцы думают, что могут пользоваться американской безопасности, ничего не прилагая от себя. Демократии, которые стремительно развиваются, вроде Индии и Бразилии делают еще меньше для укрепления системы, от которой зависят. А Соединенные Штаты Америки озабочены тем, чтобы не втягиваться в международные проблемы. Когда Обама стал президентом, мир говорил, как обуздать Америку. Сейчас и он, и его государство должны понять, что вопрос изменился!

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки