Эпоха Эрдогана приближается к следующему витку. В дождливый воскресный вечер Реджеп Тайип Эрдоган - в то время еще премьер Турции - выступал с пламенной речью, вспоминая о славе ислама и Османской империи...
В то же время на сцену подняли больную на носилках. Он опустился на колени, взял ее за руку и начал успокаивать. «Аллаху акбар!» - воскликнула она. Заволновалось море поклонников, размахивая палестинскими и турецкими флагами. Такие сцены из недавнего митинга в Стамбуле повторялись по всей Турции в рамках электоральной кампании Эрдогана: он боролся за кресло первого в истории страны всенародно избранного президента, пишет The Economist.
Мало кто сомневался, что Эрдоган добьется своего уже в первом туре, который состоялся 10 августа. Экмеледдин Ихсаноглу, бывший генеральный секретарь Организации исламского сотрудничества со штаб-квартирой в Джидде, выдвинутый совместно от главной оппозиционной Республиканской народной партии и националистов в надежде оттянуть у Эрдогана голоса благочестивых избирателей, держался на уровне примерно 38%. Селахаттин Демирташ, кандидат от курдов, чья молодость, привлекательность, острый ум и универсальная программа нравятся даже ярым кемалистам, вряд ли мог рассчитывать на более чем 10%.
Неизменная популярность Эрдогана после его прихода к власти в 2002 году в качестве кандидата от консервативной Партии справедливости и развития не может не поражать. Начатое в декабре расследование против его семьи, членов правительства и близких соратников закончилось обвинениями во взяточничестве, откатах и отмывании денег. Эрдоган не признает за собой никаких грехов.
Читайте также: Приключения Турции в Европейском Союзе завершатся
В марте в городе Сома от взрыва в шахте погиб 301 человек. Считают, что катастрофу вызвало пренебрежение правилами техники безопасности. На месте происшествия, где Эрдогана окружили протестующие, премьер попал в кадр, когда давал леща какому-то рабочему. Одного из его советников сняли на видео, когда тот бил ногами демонстранта, которого держали охранники.
В придачу к ляпам правительства более два месяца боевики исламского государства ИДИЛ удерживают в заложниках 49 работников турецкого консульства (вместе с генеральным консулом) в иракском Мосуле, прикрываясь ими как живым щитом на случай интервенции Запада. Если бы Турция прислушалась к предупреждениям иракских курдов и эвакуировала свое дипломатическое представительство до захвата города, этого наверняка удалось бы избежать.
«В успехе Эрдогана ничего удивительного», - считает Сейфеттин Гюрсель из Университета «Бахчешехир» в Стамбуле. - Это все благодаря экономике». За последнее десятилетие миллионы турок вышли из состояния бедности. Когда Европу поразил финансовый кризис, их экономика и в дальнейшем расширялась в основном благодаря внутреннему потреблению; в 2010 году рост превышало 9%. Новенькие госпитали, в которых лечат малообеспеченных, усилили ощущение стабильности и благосостояния.
Где критики Эрдогана видят тирана (он закрыл рот прессе, наполнил суды и спецслужбы лоялистами и переписал законы, чтобы ограничивать антикоррупционные проверки), его сторонники чувствуют твердую руку. Бывший футболист ослабил армию и сделал менее строгой запрет на ношение исламского платка. Он первым начал переговоры с курдами. Еще до третьей победы на выборах 2011 года Эрдоган сделал больше, чем кто-либо из его сварливых светских предшественников, и превратил Турцию на состоятельную, более свободную и счастливей страну. Однако он все сильнее превращается в диктатора.
Читайте также: Конец западной монополии на экономический прогресс
А еще мастерски владеет искусством манипуляции. Когда в прошлом году в Турции разгорелись массовые протесты из-за планов правительства построить на главной стамбульской площади Таксим торговый центр, Эрдоган смог убедить свой электорат, что это все происки евреев и их сообщников в СМИ (включая The Economist). Когда в декабре разразились коррупционные скандалы, он обвинил в них Фетуллу Гюлена, клерикала-суннита из Пенсильвании: по словам Эрдогана, тот действует от имени мирового заговора, чтобы отстранить от власти его партию. По подозрению в поддержке Гюлена арестованы десятки правоохранителей.
Следующая цель лидера партии власти - так укрепить полномочия главы Турции, чтобы в дальнейшем можно было управлять ею из президентского дворца «Канкая». Депутаты его партии внесли соответствующий законопроект, которым предусмотрено, в частности, право главы государства распускать парламент и назначать членов правительства. «Такие полномочия ни одному латиноамериканскому диктатору и не снились», - говорит заместитель председателя Республиканской народной партии Риза Турмен.
Нурай Мерт, которого среди десятков газетных обозревателей уволили под давлением властей, убежден, что Эрдоган хочет ввести «режим в стиле Саддама Хусейна». Огромные портреты нынешнего премьера можно увидеть повсюду. Ихсаноглу и Демирташ получили только щепотку того эфирного времени, которое придавало им государственное телевидение. Независимая группа наблюдателей за выборами Oy ve Otesi уже предупреждает, что во время волеизъявления могли быть фальсификации.
Пока партия власти не имеет тех двух третей большинства в парламенте, необходимых для изменения Конституции и увеличения президентских полномочий. Но именно сейчас начинает пошатываться экономика. Инфляция усиливается, рост замедлился примерно до 4%. Из-за войны, охватившей Сирию и Ирак, уменьшается экспорт, ведь они составляют второй по объему рынок для турецкого экспорта. Поэтому Эрдоган может через марионетку-премьера из своей партии, которого он надеется назначить, объявить досрочные парламентские выборы еще до того, как последствия станут ощутимы. Впрочем, его партия может не получить достаточно мандатов для осуществления этой мечты. Тогда за поддержкой он может обратиться к курдов - в обмен на новые политические уступки. Если такого не произойдет, власть Эрдогана, не исключено, со временем ослабнет, что откроет дорогу новому лидеру. Многие считают, что это было бы лучшим вариантом для Турции.