Должна ли Украина пойти на уступки российскому агрессору?

Бизнесмен и филантроп Виктор Пинчук в конце 2016 года опубликовал во влиятельном американском издании The Wall Street Journal весьма резонансную статью.

Текст под названием «Украина должна пойти на болезненные компромиссы ради мира с Россией» вызвал бурю разнообразных эмоций и комментариев, наиболее характерными из которых были удивление, возмущение и даже признание правильности его тезисов. Фактически, организатор ежегодных форумов YES (Yalta European Strategy) и украинских ланч-конференций во время Всемирного экономического форума в Давосе предложил пожертвовать европейским и евроатлантическим будущим Украины ради призрачного мира с РФ.

Уступки ради прогресса

Толчком к написанию статьи послужила обеспокоенность многих украинцев за смену внешнеполитического курса президентской администрации США, которую вот-вот должен возглавить республиканец Дональд Трамп. Кроме обещаний «сделать Америку снова великой», новый лидер анонсировал и налаживание отношений с РФ, которые совсем испортились во времена правления такого «голубя мира», как демократ Барак Обама. Последний раньше радовался, что «перезагрузил» дипломатические отношения с Москвой, а на прощание ввел новые санкции против России и приказал выслать из страны 35 российских дипломатов.

Не меньше за это украинцев беспокоит смена власти в Европе. В 2017 году там грядет череда президентских и парламентских выборов, в частности во Франции, Германии и Нидерландах. А это может изменить политический ландшафт Старого Света. Прежде всего все большую поддержку лево - и правопопулистских сил, которые выступают против закостенелого традиционного истеблишмента и небезосновательно считаются платными «друзьями Кремля», выступая за диалог с ним и даже за отмену санкционного давления ЕС.

Читайте также: Нормандская четверка дало Путину право издеваться над Украиной в 2016 году

На пророссийскость страдают не только тамошние политические маргиналы из «путинского Интернационала». За постепенную нормализацию отношений с Россией выступают и солидные французские республиканцы, и не менее почтенные немецкие социал-демократы. А это, на минуточку, представители стран-участниц нормандского формата. При таком геополитическом раскладе Украине, конечно, будет сложнее отстаивать свою позицию, когда со всех сторон ее будут подталкивать к диалогу и примирению с Россией на ее же, России, условиях.

Эту обеспокоенность общества, похоже, разделяет и сам Пинчук, но одновременно призывает соотечественников учитывать новые обстоятельства на Западе. Теперь вместо призывов о помощи украинцам следует «адаптироваться к новой реальности и помочь нашим международным друзьям помогать нам». Поспособствовать этому процессу может новая администрация в Вашингтоне.

При этом Пинчук не избегает таких слов, как «аннексия», «сепаратистское движение, «российское вторжение» и признает, что Украина должна выбирать собственный путь, защищать свою территориальную целостность и строить успешное государство. В рамках Минских договоренностей свои обязательства должна выполнить и Москва: обеспечить режим прекращения огня, вывести боевиков и тяжелое вооружение.

Однако все это, по словам олигарха, должно стать частью более широкой картины, в которой Украина должна пойти на болезненные компромиссы. То, что он предлагает хотя бы на уровне идей, поражает и шокирует.

Что предлагает Пинчук?

  • Во-первых, Пинчук призывает рассмотреть возможность временного отказа от членства в ЕС в ближайшем будущем. Безразлично, что этот пункт прописан в национальном законодательстве как стратегическая цель государства (положения про это не «вычистила» из текста даже пророссийская Партия регионов). Зато Украине предложена роль некоего привилегированного партнера ЕС, который строит Европу у себя дома, а о полноправном членстве может помечтать «через года, через века».

Интересная идея для граждан страны, которые кровью завоевали свое право на европейское будущее. Тем более, в 2013 году в комментарии изданию Financial Times Пинчук заявлял, что люди на Майдане заставили его задуматься о своей ответственности как бизнесмена и гражданина. Он очень гордился силой гражданского общества и рассказывал про «огромный оптимизм относительно будущего нашей страны».

Читайте также: Как будут развиваться события в Донбассе?

Еще ранее, в 2006 году, этот бизнесмен и гражданин на страницах The New York Times убеждал западную аудиторию в том, что сближение Украины с ЕС является тем проектом, который может объединить общество и подгонять политические элиты осуществлять болезненны (вот опять это слово!), но необходимые реформы. Иметь процветающего, демократического соседа – в интересах ЕС, уверял тогда Пинчук.

Сейчас же он оппортунистически предлагает пожертвовать этим самым будущим, чтобы примирить агрессора, а заодно и законсервировать слегка разодетую кланово-олигархическую систему. Ее представители освоили западную риторику, отбелили подмоченную репутацию, сформировали круг лояльных экспертов и лоббистов, заработали славу меценатов и воспитали еврооптимистическую молодежь, однако сами они так и остались носителями постсоветской «культуры».

  • Во-вторых, формально признавая Крым частью Украины, которая должна быть ей возвращена, Пинчук утверждает, что тема аннексированного полуострова не должно стать помехой на пути к решению, которое положит конец войне на Востоке на приемлемых (но для кого?) условиях. Фактически, он предлагает украинцам забыть о Крыме, чтобы не раздражать РФ, которая, словно мантру, повторяет, что «вопрос закрыт».

На его возвращение можно ожидать в лучшем случае через 15-20 лет, когда Украина стабилизирует инфраструктуру, сферу социальной защиты и финансовую систему. Одним словом, Крым вернется, когда в Украине станет жить лучше, чем в РФ. Тогда крымчане сами захотят воссоединиться с Украиной, как это некогда сделали восточные и западные немцы.

Это довольно популярный тезис. Его исповедовали в начале оккупации Крыма и политические лидеры Майдана, которые не верили, что «Крымская весна» – это на самом деле и надолго. Такого подхода сейчас придерживаются некоторые российские либералы вроде писателя Бориса Акунина: «Это будет зависеть от того, удастся ли Украине построить нормальную модель существования. Как только это произойдет, думаю, они (крымчане) захотят быть здесь. Так оно всегда и бывает. Люди хотят жить там, где жить лучше, интереснее, удобнее и т. п».

Вот такой нехитрый рецепт деоккупации, с которым, правда, не согласятся наши граждане ни на полуострове, ни на материке. На «план Пинчука» очень остро отреагировал лидер Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров, назвав болезненный компромисс приглашением к капитуляции и уничтожения украинской государственности собственными руками. Поэтому заболтать, отложить в долгий ящик или вынести за скобки тему Крыма не удастся. То, что украдено, должно быть возвращено, виновник – наказан, а международное право и территориальная целостность Украины восстановлены.

Призрак нового «Будапешта»

  • В-третьих, местные выборы на Донбассе. Свободное и справедливое волеизъявление априори невозможно, пока там не будет соблюдено режима тишины Украина не получит полного контроля над границей с РФ. Однако, как пишет Пинчук, нам, возможно, придется пересмотреть эту истину и согласиться на проведение выборов на временно оккупированных территориях. Это еще один компромисс, на который стоит пойти ради мирного объединения Украины и спасения тысяч жизней.

В принципе, и здесь бизнесмен и, не забывайте, гражданин мыслит в нормандском фарватере. Европейские переговорщики уже давно склоняют Украину к выборам на Донбассе под очень условным контролем Киева и символическим «омофором» ОБСЕ. Обещание закрыть границу с РФ, согласно положений «Минска-2», должно быть выполнена только после проведения выборов.

Де-факто, это будет означать легализацию боевиков, которых под дулами автоматов переизберут уже по украинскиму законодательству и сделают формальной стороной прямых переговоров с Киевом, хоть при этом захарченко и плотницький останутся марионетками кремлевских кукловодов. Таким образом межгосударственный, пусть и необъявленный конфликт переведут в разряд внутреннего и практически решенного. Запад облегченно вздохнет и будет считать свою миссию выполненной, РФ будет изображать из себя посредника, а Украина с трудом будет «переваривать» анклав с амнистированными боевиками.

  • Ну и в-четвертых. Вслед за отказом вступления в ЕС Пинчук предлагает украинцам забыть про НАТО в близкой или среднесрочной перспективе, что опять-таки прямо противоречит Закону «Об основах внутренней и внешней политики». Неужели ради мира в Украине можно поступиться и этим, чтобы не раздражать Москву и не провоцировать международный кризис невиданных масштабов? Но разве так не было после Бухарестского саммита НАТО 2008 года, когда Украине и Грузии не предоставили План действий относительно членства в Альянсе, хотя отметили, что двери для них открыты? Это совсем не помешало РФ того же года напасть на Грузию, оккупировать 20% территории и признать самопровозглашенные Абхазию и Южную Осетию.

В обмен на нейтралитет Пинчук предлагает предоставить Украине гарантии безопасности и ссылается на неудачный опыт Будапештского меморандума, который нарушила РФ. Новый же документ должен быть реалистичным и детализированным. В то же время Украина должна дать понять, что она согласна на постепенное снятие западных санкций против РФ по мере того, как будет двигаться мирный процесс.

Читайте также: Сможет ли Украина вернуть контроль над границей с Россией?

То есть вместо затяжки санкционного удавки, который будет сдерживать намерения опьяневшего от крови русского медведя, украинский филантроп призывает ослаблять давление и задабривать агрессора. А РФ именно этого и ждет, ведь без доступа к западным кредитам и технологиям ее внутренние резервы и возможности исчерпываются. Хотя бы как россияне хорохорились, санкции действуют. Иначе Москва так не боролась бы на всех мировых площадках за их отмену.

Показателен и финал статьи Пинчука, в которой он сделал реверанс в сторону Трампа, напомнив, как тот в 2015 году в режиме видеоконференции выступал на форуме YES, удостоверял большое уважение Украине и жалел, что украинцы не получают той поддержки, на которую заслуживают. И якобы именно эта симпатия к нам новоизбранного президента США может стать основной для содержательных переговоров, соглашений и, в конце концов, мирного урегулирования.

Щемящее упоминание о выступление Трампа не случайно и, скорее всего, адресована именно новой администрации в Вашингтоне, с которой Пинчук стремится навести мосты после того, как не сыграла его ставка на Хиллари Клинтон (бизнесмен щедро финансировал Фонд Клинтонов). То есть он снова, как во время Майдана, работает на экспорт, демонстрируя западному миру конструктивность и прагматизм.

С другой стороны, тезисы его статьи вызвали внутреннюю дискуссию в Украине, которую, похоже, в очередной раз прощупывают на готовность к болезненным компромиссам. А их, отметим, провозглашают не только Пинчук (зять Кучмы) и одиозный Виктор Медведчук (кум Путина). «Пинчук озвучил не “пропутинские” мысли. Он озвучил то, что в кулуарах – и не только в кулуарах обсуждают именно западные политики», – написал политтехнолог Кость Бондаренко. Слышали мы уже и про «план Мореля», и про «план Штайнмайера» (изменения в Конституции, особый статус ОРДЛО на постоянной основе, местные выборы, вывод наемников, взятие границы под контроль), который главари боевиков считают умным.

Читайте также: Нормандская черверка дала Порошенко пощечину и отправила выполнять план Мореля

А недавно немецкий таблоид Bild сообщил про «план Киссинджера», который разрабатывает для Трампа бывший госсекретарь США, один из авторов политики «разрядки», лауреат Нобелевской премии мира, и, кроме того, иностранный член Российской академии наук и почетный доктор Дипломатической академии МИД РФ. Он якобы предполагает не только снятие санкций с Москвы, но и признание ее права на сферы влияния в Украине, Беларуси, Грузии и Казахстане.

В качестве компенсации Украина получит план политического и экономического развития. Она должна стать мостом, а не залогом между Россией и НАТО. РФ должна гарантировать безопасность на украинском Востоке. Запад же, в свою очередь, негласно признает аннексию Крыма и не будет делать из этого проблемы. Потенциальное участие Генри Киссинджера в восстановлении американо-российских отношений уже поздравили в Кремле. Еще раньше о «финляндизации» Украины говорил другой гуру мировой геополитики Збигнев Бжезинский.

Но где гарантии того, что РФ будет выполнять эти договоренности и даст покой даже нейтральной и внеблоковой Украине? На какие компромиссы готова пойти Москва? Если она нарушила «Будапешт-1», то что ей стоит пренебречь условным «Будапештом-2»? Особенности российской договороспособности еще в XIX веке очень точно охарактеризовал немецкий канцлер Отто фон Бисмарк, сказав, что «соглашения с Россией не стоят и бумаги, на которой написаны». И с тех пор мало что изменилось.

Тревожная тенденция

Впрочем, не Пинчуком единственными. Пространным и, так сказать, программным текстом «Разменная монета или поле боя: что будет с Украиной в 2017 году?» разродился на сайте «Апостроф» бывший дипломат, а ныне председатель правления Международного центра перспективных исследований Василий Филипчук. Автор предлагает «прекратить евроатлантическую трескотню» и согласиться на «суверенитет взамен на нейтральность».

Его план шагов к миру вообще феерический. Понятное дело, внеблоковость Украины в обмен на гарантии безопасности США и РФ. Зона свободной торговли от Лиссабона до Владивостока (об этом говорит и олигарх Дмитрий Фирташ в интервью порталу «Украина.ру»). Новая европейская архитектура безопасности, формальный украинский суверенитет над Севастополем и передача «нового Гонконга» с военной базой в аренду РФ на 99 лет. Двойной украинско-российский суверенитет над Крымом и референдум о его статусе через 20 лет.

Нормализация отношений с Москвой (включительно с возобновлением военно-технического сотрудничества!) через примирение по европейскому образцу, пролонгация «Большого договора» о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Снятие энергетических «раздражителей» в отношениях с РФ, в частности доступ россиян к участию в приватизации нашей газотранспортной системы. И, как бонус, вывода из Донбасса российских агентов влияния, в знак доброй воли Украины – изменения к Конституции с максимально широкими правами для регионов. Террористов, которые не оставят Восток до определенного времени, будут уничтожать без переговоров.

Регулярное появление подобных «визионерских» текстов свидетельствует об их неслучайности. Участились и инспирированые призывы к восстановлению экономических связей с РФ в духе «Полтавская область молит Киев о дружбе с Россией». Сначала их продуцируют третьестепенные издания, затем подхватывают якобы более серьезные медиа, а дальше вовсю разгоняют российские средства массовой дезинформации.

Это уже опасная тенденция, когда под разными соусами и на разных площадках продвигают идеи геополитического размена сфер влияния и мирного урегулирования «украинского кризиса». Да, Украина хочет мира, но не мира любой ценой. Тем более, на тех условиях, которые ей предлагают западные дипломаты, российские «миротворцы» или «прагматические» украинские филантропы и эксперты. Потому что это план поражения и капитуляции, а не «выстраданный» ими болезненный компромисс.

Автор: Сергей Шебелист

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки