Эксперты и общественники поддержали решение правительства о минимизации товарооборота с анексованим полуостровом Крым.
Экономическая и торговая блокада Крыма отныне происходит на государственном уровне: вступило в силу соответствующее постановление правительства Украины об ограничении поставки товаров и услуг на оккупированную территорию. Активисты гражданской блокады полуострова, со своей стороны, заявляют, что отныне не будут останавливать и проверять транспорт, а лишь следить, качественно ли это делает пограничная служба.
И политологи, и экономисты считают, что такое правительственное решение давно назрело. Они признают, что украинские отрасли экономики, которые обслуживали аннексирован Крым, смогут быстро переориентироваться на другие рынки. Такое официальное ограничение увеличит цену аннексии Крыма для России, а в перспективе может способствовать деоккупации полуострова, признают аналитики.
В Крым можно завозить только согласованную с правительством гуманитарную помощь, а частным лицам – важнейшие продукты питания, до 50 килограммов на человека, говорится в постановлении украинского правительства, которое вступило в силу 17 января.
Постановление не запрещает поставки в Крым электроэнергии, если есть соответствующее решение СНБО, и разрешает вывоз из Крыма отдельных товаров, если Минэкономики признает их стратегически важными для Украины. Эксперты не исключают, что это уточнение правительство предприняло для диоксида титана, который производит предприятие «Крымский титан» Дмитрия Фирташа, и который затем используется в оборонном секторе Украины и идет на экспорт в ряд государств.
Читайте также: В Украине начал действовать ответный запрет на ввоз российских товаров
Представители крымских татар, которые поддерживают блокаду, отмечают, что в целом такой официальный порядок ограничений товарооборота их устраивает, и что они меняют формат общественной блокады.
Отныне участники блокады от общественности не будут останавливать и проверять транспорт, а будут только наблюдать, насколько добросовестно это делают пограничники. На пунктах пропуска активисты оборудуют вагончики для наблюдательных постов, и регистрируют общественное объединение, чтобы нормировать свои надзорные функции, заявил в беседе с журналистами координатор блокады Крыма Ленур Ислямов. Он ожидает, что активисты пройдут определенные обучение при содействии таможенников и пограничников.
Участники торговой блокады полуострова, которая продолжается с сентября прошлого года, от самого начала требовали официального прекращения торговли с анексованным Россией Крымом.
В ноябре 2015 года президент Украины Петр Порошенко обратился с предложением к Кабинету министров о прекращении товарооборота с полуостровом, и 16 декабря появилось постановление Кабинета министров, которое вступило в силу через месяц.
Отныне блокада зависит от действий властей и пограничников, а общественность только будет контролировать качество этой работы, замечает в разговоре с журналистами Рефат Чубаров, председатель Меджлиса крымскотатарского народа и депутат от «Блока Петра Порошенко». «Будет ли контрабанда между Крымом и материковой Украиной – теперь уже зависит от власти. Так как сейчас очень легко контролировать движение товаров на полуостров по суше. А чтобы не было такого соблазна, мы продолжаем общественный контроль, – обещает лидер Меджлиса. – Но мне кажется, что сейчас во власти нет людей, которые готовы способствовать контрабанде, потому что это моментально вызовет общественный резонанс».
Ранее агентство УНИАН со ссылкой на пресс-центр СБУ сообщило о задержании за взяточничество пяти пограничников на контрольно-пропускном пункте «Чонгар» в Херсонской области. Они якобы требовали взятку за беспрепятственный ввоз груза к Крыму.
Однако, Государственная пограничная служба опровергла сообщения о якобы задержании бойцами СБУ пограничников на административной границе с Крымом и подчеркнула, что грузовики на территорию полуострова не пропускают.
Читайте также: Сейчас Украина освоит новые рынки, а затем вернет и российский
От момента аннексии Крыма российские и западные экономисты констатировали, что содержание оккупированного полуострова обходится России примерно в три миллиарда долларов в год.
Поскольку экономическая блокада этой территории стала официальной, цена оккупации для России продолжит расти, признает экономист, бывший вице-премьер и министр экономики Владимир Лановой.
Он одобряет правительственное постановление об ограничении товарооборота с Крымом и добавляет, что Украина ни в коем случае не должна дотировать Крым, пока он будет находиться под российским контролем. «Наконец видим логику в экономической политике правительства в отношениях с оккупированными территориями и с Россией в целом. Любые формы экономического сотрудничества с государством-агрессором не может быть и речи. Ни в торговле, ни в сфере услуг, ни имущественных прав. Обратим внимание, Украина ввела санкции против России, но еще не дошла до того уровня, который имеют санкции США, того уровня, которого украинская сторона требует от европейских партнеров», – отмечает Лановой.
Экономист признает, что официальная блокада Крыма повлияет прежде всего на энергетику и аграрный сектор, но это влияние не будет разрушительным. По мнению Ланового, доля товарооборота с Крымом в общей структуре украинской экономики была незначительной, поэтому эти отрасли переориентируются: энергетики уменьшат нагрузку на отдельные энергоблоки, и получат возможность отказываться от импортных газа и мазута с постепенной заменой их на возобновляемые источники энергии. Что же касается сельского хозяйства, то для него будет не сложно заменить крымский рынок африканскими и азиатскими, заключает аналитик.
Блокада Крыма – начало деоккупации?
Россия будет делать какие-то шаги для того, чтобы независимо от Украины наладить поставки товаров и электроэнергии в Крым, но это будет очень дорого, поэтому Крым станет еще более дотационным регионом, признает заместитель директора крымскотатарского телеканала АТР Айдер Муждабаев. В то же время, по словам Муждабаєва, проукраинские жители полуострова, в частности крымские татары, воспринимают блокаду как элемент борьбы за освобождение Крыма от оккупации и готовы терпеть.
«На прошлой неделе пропала 16-летняя девочка, крымская татарка. Просто ушла из дома в институт и не вернулась. До этого исчезали мужчины, таких случаев много. Поэтому крымские татары блокаду воспринимают как борьбу за свои права. Так же там есть люди, которые всегда считали, что Украина для них – «желанная страна». Те же, кто считали, что их Россия спасет, накормит и сделает их богатыми и счастливыми – они, конечно, сейчас озадачены. Но они своего мнения через блокаду не изменили», – поясняет Айдер Муждабаев настроения на полуострове.
Со своей стороны, политолог Александр Палий считает, что украинская власть не должна бояться негативных настроений крымчан, прибегая к тем или других ограничений, ведь в итоге, по его мнению, подобные элементы экономического давления на Россию будут способствовать деоккупации полуострова.
Деокупация Крыма а также неподконтрольных районов Донбасса, является приоритетом «номер один» национальной политики заявил на своей последней пресс-конференции Президент Украины Петр Порошенко. «Мы предложим создать международный механизм по деоккупации полуострова. По моему глубокому убеждению, оптимальным форматом для создания такого механизма я рассматриваю формат «Женева плюс» при участии наших партнеров из ЕС, США и, возможно, стран-подписантов Будапештского меморандума», – подчеркнул Порошенко.
Вопрос возврата Донбасса и Крыма Порошенко обещает решать прежде всего политико-дипломатическим и международно-правовым путем. Эксперты не исключают, что одним из элементов этой стратегии может стать удорожание содержания Крыму для России при помощи блокады и других мер, что, в свою очередь, усилит будущую переговорную позицию Украины относительно статуса полуострова.