Новый альтернативный путь транзитной поставки товаров в обход России по маршруту Украина-Грузия-Азербайджан-Казахстан (что является частью нового «Шелкового пути») не только увеличит прямой и транзитный торговые потоки, но и даст возможность привлекать дополнительные инвестиции в Украину. Так прокомментировал в эфире Радио Свобода председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак намерении правительства отправить в пятницу по упомянутому маршруту первый экспериментальный поезд, а также другие выгоды и потери Украины в условиях торговой войны с Россией.
– Что для Украины означает ситуация с прекращением транзита украинских товаров через российскую территорию?
– Это вынужденная мера, но и развитие: развитие новых транспортных путей. Представьте себе, что не было бы этого российского эмбарго, этого запрета транзита – и у нас не было бы нового транспортного пути, который мы вынуждены осваивать. Что получит Украина в итоге: мы осваиваем новый транспортный путь, транспортный узел, возможно, даже не один. А потом, когда рано или поздно закончится эта абсурдная война, которую Россия развязала против Украины, мы вернем себе и предыдущие транспортные пути. И в итоге будем иметь гораздо больше вариантов поставок или транзита товаров, в том числе по этому так называемому «Новому шелковому пути», на котором Украина будет иметь очень выгодное экономическое положение.
– Украина географически расположена между двумя глобальными центрами экономической активности – Европой и Китаем. Что делать, чтобы Украина не осталась на обочине транспортных коридоров?
– На обочине мы уже не останемся, потому что сейчас, когда мы освоим этот новый путь, его будут использовать производители и европейских, и азиатских стран: Китай, Индия, Южная Корея, и наши партнеры по так называемому бывшему СНГ. Но я больше рассчитываю, что эти новые транспортные пути, которые сейчас Украина будет осваивать, приведут не только к увеличению торгового потока, прямого или транзитного, а самое главное, я надеюсь, что Украина зацепится за инвестиции. Потому что будет определена целесообразность перевозки определенных товаров на большие расстояния и, я думаю, что очень многие производители примут решение, что более целесообразно разместить производство на территории Украины. Для того, чтобы производить товары здесь и уже произведенные в Украине товары более коротким путем отправлять на огромный европейский рынок.
– Если говорить про украинских производителей и экспортеров, потерю ими российских рынков. Где кроме европейских рынков они могут найти альтернативы для сбыта своей продукции? Возможно, действительно следует двигаться на восток, в Африку, на американский континент?
– Структуры украинского экспорта на рынок России и на европейский рынок очень разные, то есть на эти рынки мы поставляли различные товары. Поэтому европейский рынок не является компенсатором временной потери российского рынка. Компенсацию мы можем найти на рынках Азии, арабских, африканских, латиноамериканских стран. По степени требований к продукции эти рынки похожи на российскийо. А потом, когда мы освоим новые рынки, собственно уже осваиваем, вернем себе и российский рынок.
– Какими именно товарными группами могут быть интересны украинские производители на новых рынках?
– Мы должны понимать, что здесь работает принцип рынка, никто никого не приглашает: пожалуйста, заходи и занимай свою нишу по какому-то товару на рынке. Это место нужно отвоевывать. Но сам доступ к рынкам – это уже половина дела. Дальше уже дело каждого нашего производителя – насколько он активно будет завоевывать тот или иной рынок, насколько активно будет занимать свою долю по товарной номенклатуре. Тут уже дело индивидуально за каждым производителем.