Информация про Ольгу Броварец – старшего научного сотрудника Института высоких технологий КНУ – побила рекорды распространений и предпочтений фейсбук-страницы Университета. Это свидетельствует о готовности общества отойти от стереотипа, что наука – это седовласые длиннобородые метры.
Встреча с Ольгой, чтобы расспросить молодого доктора естественных наук в Украине – кто он и чем живет, прошла в рамках проекта Tech Today Awards. На встрече присутствовал и научный консультант госпожы Броварец – член-корреспондент Национальной академии наук Украины, доктор биологических наук, профессор Дмитрий Говорун. Господин Дмитрий, как хранитель научной традиции и жизненной мудрости, подбирает и следит за каждым словом. Про опыт и помощь таких коллег Ольга говорит с особой благодарностью и теплотой.
В мае Дмитрию Говоруну и Ольге Броварец вручили престижную международную премии Scopus Awards Ukraine 2016 в номинации «Лучший коллектив ученых, который достиг значительных научных результатов без западных коллабораций». Ученые создали логически замкнутую и внутренне непротиворечивую структурную теорию спонтанного точечного мутагенеза. Это – не только весомый вклад украинских ученых в развитие фундаментальной науки о живом, но и новые перспективы для антивирусной и антираковой терапии, биомолекулярной электроники, биотехнологии и синтетической биологии. Результаты исследования опубликованы в авторитетных международных журналах и активно цитируются научным сообществом.
Читайте также: Лечение рака. Контроверсионная генная терапия
Несмотря на свою степенность и природную скромность, про физические механизмы мутагенеза (объект своих научных увлечений) Ольга говорит без дилетантской застенчивости – увлеченно и профессионально. На протяжении разговора, следя за ходом мыслей собеседницы, наталкиваешься на аллюзию Дагни Таггарт (главную героиню романа «Атлант расправил плечи») – верит в силу экстраординарной личности, такая же принципиальная и требовательная к себе и своей команде, фанатка труда и профессионализма, ума и самосовершенствования, считает признание достижений самым большим подарком, который может сделать человек человеку, говорит, что ей повезло, ведь в ее жизни есть кому быть благодарной (а что это, как не признание заслуг других?!), а еще она невероятно позитивная и очаровательная. Убедитесь в этом сами.
Про семейную преподавательско-научную традицию
Первоначально диссертация была для меня делом семейным – родители своего времени через ряд обстоятельств не решились на это, однако впоследствии жалели. Я подумала, что хорошо было бы заполнить этот «пробел» – довершить начатое ими. Когда уже дело дошло и до докторской, то решила им ничего не говорить, чтобы лишний раз не беспокоить своими проблемами. Все-таки докторская отличается от кандидатской – это качественно другой уровень ответственности. Родители узнали о моей научной степени из сообщения на фейсбуке Университета. Брат позвонил и спрашивает: «Тут мне на работе говорят, что ты докторскую защитила. Это правда?» «Правда», – отвечаю. Все знали, как много я работаю, поэтому случилось такое неожиданное событие.
В детстве я часто видела, как родители возвращались вечером с работы в мелу, с кипами курсовых. На подсознательном уровне возникла определенная настороженность к преподаванию – нужно много времени и усилий вкладывать в кого-то. Наука – это другое. Здесь вкладываешь в исследование, а результат – твой. Можно и нужно, конечно, гордиться выдающимися личностями, которых ты воспитал. Но, по крайней мере сейчас, это не мое. Мои «питомцы» – это мои научные изыскания и достижения, их распространенность и востребованность в мире.
О научной работе молодежи и высокие результаты
Высокий результат возможен только через упорную работу и влюбленность в то, что делаешь, – когда живешь этим увлекательным процессом. Научная работа тяжелая и рутинная. Из огромного массива того, что приходится переслушать, перечитать, пригодится лишь мизерная часть. Поэтому ученые – «золотоискатели», пересеивают тонны руды ради маленькой крупинки ценности.
Будущее науки – это рейтингование ученых по наукометрическим показателям! Не нужно уравниловки. «Принцип человечности» здесь не мотивирует, для науки он пагубный. В науке, как и в спорте, в честном соревновании побеждает сильнейший.
В обществе сложился стереотип, что наука – это почтенные профессора в очках, но никак не молодежь, не девушки. Эти представления нужно менять. Ведь молодость и задор для науки не менее нужны, чем опыт и традиции. На западе – это, прежде всего, дело молодых, амбициозных, полных сил и энергии. Часто говорят, что там науку делают аспиранты, конечно – под руководством супервайзеров.
Читайте также: Консервативные взгляды мешают научному карьерному росту в США
Молодые ученые часто сталкиваются с консерватизмом в науке – с нежеланием старшего поколения делиться научными лаврами, им очень трудно впускать в свой мир что-то новое, ведь оно может нарушить устоявшийся порядок вещей. И к своей работе я чувствовала кое-где скептическое отношение, однако количество цитирований моих публикаций, ежегодно неуклонно растет, указывает на то, что предложенная нами модель стремительно входит в научный оборот.
Часто молодые вменяют отсутствие стажа. Но что такое стаж – сидеть на работе с 9 до 18? А результат? Целесообразнее выставить показатели, а дальше – дело за человеком – за год они их выполнит, или за пять, или растянет на всю жизнь. Тогда речь идет уже о производительности. А стаж для молодежи – это лишь стеклянный потолок.
Оставляет желать лучшего оплата интеллектуального труда в Украине. Конечно, можно бросить все и уйти в бизнес, иметь заработки на порядок выше. Но для меня очень важно видеть результаты своей работы. В бизнесе результат – это деньги. В науке, жертвуя определенными вещами, я вижу результат, который меня радует, – публикации в профессиональных изданиях мирового уровня, их актуальность и востребованность, ежегодное увеличение ссылок на наши статьи, для каждого коллектива стали любимыми некоторые наши работы, которые они постоянно цитируют, на которых базируют свои исследования, – все это дает мне веру в тот результат, на который я работаю.
Про международные публикации
Когда я увидела, что мои коллеги печатаются за границей, то спросила себя: «Почему я не там? Если я не пишу англоязычных текстов, не наработала материал, то кто за меня это сделает?! Значит надо садиться и работать!»
Когда у тебя есть украиноязычные статьи – это замечательно, но это есть у всех! Не иметь международных англоязычных публикаций – это обреченность на небытие.
Конечно, сначала было трудно: языковая переориентация, очень придирчивы, даже необъективные рецензии, предвзятое отношение ко мне как к украинскому автору. Однако все это преодолевается упорным трудом и верой в то, что делаешь. После нескольких удачных публикаций стало легче, появился опыт, узнаваемость, научный авторитет. На сегодняшний день меня приглашают быть рецензентом в международных научных журналах. Это очень важно, потому что – это оценка уровня профессионализма.
Потенциал наших научных изданий огромен – если интегрировать русскоязычные научные публикации в зарубежную науку, это бы вызвало информационный взрыв. Поэтому нужно отходить от консервативных стереотипов и пытаться попасть в мировое научное пространство. И государство должно разумно и эффективно побуждать к этому!
Про прикладную ценность модели нестабильного генома
Синтетическая биология стремится создать искусственный геном. Но, не понимая, как он работает, в частности, как делает ошибки, – это путь в никуда. Поскольку мы это уже знаем, надеемся, это открывает невероятные возможности для синтеза геномов. По сути мы сможем запрограммировать их судьбу.
Источник мутаций заложен в самой ДНК, ведь без этого эволюция не была бы возможной. Для выживания популяций нужны мутации. Что важно – мутагенный эффект может оказывать лечебное действие. Убить раковые или вирусные клетки мы сможем, введя в их ДНК аналоги основ, инициировав так называемую мутационную катастрофу.
Не секрет, что современные антираковые препараты очень токсичны из-за искусственности – вместе с патогенными клетками они убивают и клетки организма. По нашей модели мутагенез вызывается соединениями природного происхождения, а значит токсичность сведена к минимуму!
О заграничном сотрудничестве
Награда от Scopus, которую Дмитрий Чеберкус, директор департамента научно-технического развития МОН Украины, сравнивает с олимпийской медалью, стала для нас полной неожиданностью. Приятно поразила именно номинация «Лучший коллектив ученых, который достиг значительных научных результатов без западных коллабораций». С «значительными научными результатами» все понятно – это оценка нашей работы, а вот «без западных коллабораций» – угадали стопроцентно нашу принципиальную позицию! Мы сознательно шли без западной поддержки, чтобы за собой сохранить приоритет. Очевидно лишь Scopus знает, как это трудно, и может достойно оценить!
Украинский приоритет должен быть за нами – не хотим пускать в своих пионерских публикаций иностранцев, потому что есть риск, что впоследствии они перепубликуют работу, сделают на нее ссылку и скажут, что это их достижение. Потом доказать авторство невозможно. История науки знает немало таких печальных примеров.
На сегодняшний день наше исследование достигло того этапа, что без помощи западных коллег дальше никак. Сейчас у нас есть приглашение к сотрудничеству с международными партнерами на паритетных условиях. Паритетность позволяет нам сохранить свои научные достижения и работать на Украину и свое исследование, а не на заказ, поэтому мы на этом настаиваем.
Сотрудничество с испанскими коллегами позволит нам выйти на новый высокомолекулярный уровень нашего исследования, а с медицинскими учреждениями планируем сделать пробный образец препарата.
Патриотизм – это, прежде всего, профессионализм. Поэтому наш фронт – наука.
О докторской диссертации
Докторская для меня не трофей, с которого осталось сдувать пылинки, ведь дело жизни осуществилось. Для меня это признание страной того, что я получила высокую квалификацию и теперь могу дальше развивать в себе этот потенциал. Это база, необходимая молодому ученому для того, чтобы дальше продолжать исследования, имея определенный научный вес.
Степень доктора наук в Украине имеет свои плюсы и минусы: для одних это дополнительные возможности, а другие говорят: «ты уже доктор – и успокойся, надо же поддержать тех, кто только идет в науку».
Важно, что моя диссертация имеет научную значимость. Было очень приятно получить положительные отзывы на автореферат моей работы от известных профессоров из Канады, Японии, Польши, Испании.
О двойной защите. По требованиям МОН, если не прошло пяти лет от защиты кандидатской, то докторская должна быть повторно рецензируемой Спецсоветом по той же специальности. Поскольку в Украине другой спецсовет (кроме Университетского) с биофизики функционирует только в Харьковском национальном университете имени В. Н. Каразина, то после первой защиты мне позвонили из Харькова и сказали, что «работа нравится, все ею зачитаны, но просим приехать для повторной защиты». И процесс запустился по-новому... Это было нелегко, но очень полезно для меня. Представьте себе – одним из трех рецензентов был корифей молекулярной биофизики с мировым именем – профессор Михаил Семенов. На вопросы рецензентов пришлось отвечать без подготовки, как говорится «с колес»...
Про персонифицированную роль личности
Роль личности в науке далеко не исчерпана. Много важных вещей делает команда, но любая команда имеет руководителя, который видит процесс комплексно, того, кто руководит этим процессом, того, за кем, в конце концов, команда идет не оглядываясь. Это так называемые «законодатели моды». Хотелось бы войти до того ареала исследователей, которые будут архитекторами научных экспериментов. На таких началах нам было бы интересно поработать в будущем.
О женщине в науке. Для меня важны примеры успешной женщины в науке – такой, которая несмотря на гендерное неравенство, загруженность в жизни реализовалась во многих сферах. Я отвергаю тенденцию всецелого посвящения себя работе с отрицанием семьи, детей. В жизни нужно находить время на все.
Профессор из Канады, который писал отзыв на автореферат моей диссертации, понимая, какой загруженности и самоотдачи требует подобная работа, не мог поверить, что я женщина. Он даже в отзыве написал «he» (он), за что потом долго извинялся.
О вещах, которые вдохновляют. Оперная музыка подпитывает. Когда слышишь такую беспокойную красоту, то роздаются новые ощущения, в воображении возникает новый ассоциативный ряд. Очень часто после спектаклей прихожу домой с огромным желанием сделать и в своей отрасли что-то грандиозное. Когда видишь, как самоотверженно люди отрабатывают на концерте, то понимаешь, что и свою работу должен делать не хуже.
Занятие спортом – для меня это не просто увлечение, а деятельность, которая закаляет характер, силу воли, выносливость, желание победы. Кроме поддержания физической формы дает нравственное наслаждение. Запланированную тренировку никогда не откладываю на потом.
Об отдыхе. Для меня понятие «работа / отдых» возможны только в такой бинарной оппозиции, причем первоочередной является работа.
Для человека, который работает по-настоящему, отдых – большая ценность. Заметила такую закономерность: когда достаточно не поработаю, не удается полноценно отдохнуть даже хорошо выспаться.
Про художественную литературу и не только ...
Когда на экзамен по геометрии для получения дополнительных баллов нужно было подготовить творческое задание, я, лицеистка, за ночь написала стихотворную сказку про геометрию и оформила это хорошенькой книжечкой. Учительница меня очень хвалила, и до сих пор, когда встречает, говорит, что для ее ребенка это была любимая сказка (а уже и ребенок вырос). Поэтому для получения дополнительных возможностей я могу не спать и даже писать стихи.
Меня восхищает украинская классика, в частности творчество. Нечуя-Левицкого ассоциируется с теплом – простота украинского быта, душевность, глубину, красота, жизненная философия. Чтение такой литературы – своеобразный отдых.
Часто в жизни надежду дает перечитывание разведок, биографий, переписка известных личностей, в частности выдающихся ученых. Все, казалось, бы: проблемы, неудачи, неприятные ситуации. А читаешь – и у них было не все в порядке, и их работа делалась наперекор всему. Тогда себе рассуждаешь: «Люди это пережили и я переживу». Аккумулировать и учитывать опыт поколений – очень полезно и поучительно.