Евромайдан и последствия войны в Донбассе глазами американского фотографа

ЕвромайданДжозеф пришел на Майдан как фотограф, но для него это никогда не было «заграничным задачей» вроде Ирака, Афганистана...

Джозеф Сивый – внук украинских эмигрантов последние пятнадцать лет подолгу живет на две страны. Он снимал Оранжевую революцию, и во время революции достоинства не отпускал фотокамеры из рук. С стипендиатом Фулбрайта, фотографии которого публиковали New York Times, Stern и Bloomberg, общались корреспонденты Голоса Америки.

Когда ему приходится бывать на Институтской улице героев Небесной сотни, – он всегда заходит помолиться к маленькой деревянной церквушке, построенной после кровавых февральских событий. И всегда вспоминает, как в первые дни уличных боев поднимался вместе с толпой Майдана по этой улице вверх, и как в дни расстрелов по этой улице вниз стекали красные ручейки. Джозеф Сивый – фотограф из Соединенных Штатов. События Евромайдана освещало много иностранных корреспондентов, но он иностранцем здесь себя никогда не чувствовал.

Читайте также: Фильм Пленники 2016 года расскажет про события на Евромайдане

Фотограф Джозеф Сивый говорит: «У меня украинские корни. У меня всегда была очень прочная связь с Украиной. Я начал сюда ездить еще подростком, как только развалился Советский Союз и Украина провозгласила независимость. Меня всегда привлекала Украина, я всегда знал, что буду здесь проводить много времени. И поэтому, хоть я не имею украинского гражданства, все равно чувствую Украину своим домом. Не могу сказать, что для меня роднее – Америка или Украина. И там, и здесь мой дом».

Джозеф пришел на Майдан как фотограф, но для него это никогда не было «заграничной задачей» вроде Ирака, в Афганистане или других горячих точках, где приходилось бывать. Он снимал Майдан как киевлянин – как историю про свой город и своих земляков. Подобно другим киевлян, был на Майдане с первого же дня, и, как других, дома в киевской квартире его ждали родные – жена украинка и крошечная доченька. Несмотря на эмоциональную вовлеченность, он, однако, никогда не откладывал фотоаппарат, чтобы принять непосредственное участие в событиях.

«Нет, моя роль была фотографировать. Единственный раз, когда я опустил свою камеру, это когда меня зацепило дымовой гранатой».

Джозеф удивляется живучести мифа российской пропаганды о том, будто Майдан организовала Америка: «Идея, что США или другие западные страны причастны к появлению Майдана, это абсолютная неправда. Я провел много времени на Майдане и утверждаю: нельзя заставить людей заплатить им, чтобы они делали то, что они делали там. Это просто невозможно сделать».

На его фотографиях – все ключевые события тех драматических дней. И весь набор человеческих эмоций, проявляющихся в экстремальных ситуациях. Заснеженные баррикады с надписями К оружию, прощание с погибшими под песни «Пливе кача», майдановка, что бинтует разбитую голову милиционеру.

Одна из его любимых фотографий: вечер, холодно, падает снег, и молодая пара стоит обнявшись. «Они обнимались, потому что он отправлялся на Грушевского, где шло одно из уличных боев. Это, пожалуй, был четвертый день тех столкновений между демонстрантами и милицией».

Фоторепортаж их зоны АТО

На Майдане он видел много раненых. И уже тогда решил, что будет снимать о них проект. Однако почти сразу после Майдана началась война. И сегодня он работает над фотопроектом о раненных солдатах. Устраивает выставки в украинских городах, показывает фотографии студентам. Украинцы должны это видеть, – уверен Джозеф: «В украинской прессе много рассказывают о раненых, и как это повлияло на их жизнь. Но мне эти рассказы всегда казались слишком стерильными. Я знаю, что в реальности все гораздо страшнее. И если провести больше времени с теми людьми, ближе их узнать и выстроить доверие, то они откроются и покажут, как оно есть на самом деле».

Читайте также: Евромайдан - Революция достоинства: воспоминания участников

Общаясь с фронтовиками, он слышит от них и их родственников много нареканий на несправедливость. «Одна из основных проблем – это отсутствие справедливости. Люди этим очень недовольны, и они имеют полное право гневаться. Собственно, они потому и вышли на Майдан – потому что хотели справедливости и правосудия. Но этого еще не произошло. Я думаю, людям гораздо легче было бы смириться с нынешними экономическими неурядицами, если бы они видели, что справедливость берет верх, наказания за преступления и коррупцию наступает. Даже если бы этого было немножко, хоть какие-то примеры. Но они не видят этих маленьких примеров.

Сегодня, через 2 года после Майдана, виновные в массовых расстрелах не наказаны. Да еще и новая несправедливость возникает, связанная с войной. Я знаю многих солдат, которые были тяжело ранены и сталкиваются со страшной бюрократической волокитой: должны доказывать, что были ранены на войне.

Другие сетуют, что о них забыли. Жалуются на проблемы с протезированием, с рабочими местами для солдат, потерявших руку или ногу. В конце концов, на то, что в Украине инфраструктуры нет для людей в инвалидной коляске. До этих проблем я и пытаюсь привлечь внимание.

Все эти смерти... Все эти страдания... Это не может пройти зря. Страна должна измениться».

Метки:
  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки