Мировая пресса пишет про борьбу с олигархами в Украине, роль добровольческих батальонов в Украине после уменьшения эскалации конфликта и анализирует реформы ссылаясь на мнение международных экспертов.
Издание The Financial Times пишет о том, какие преимущества и риски несет в себе увольнение президентом Украины Петром Порошенко экс-главы Днепропетровской ОГА Игоря Коломойского.
В статье отмечают, что преодоление коррумпированной олигархической системы было одной из задач украинской революции. Таким образом, увольнение Коломойского должно предвещать более широкую кампанию центральной власти, направленную на то, чтобы заставить украинских олигархов соблюдать законы.
«Если же это (увольнение Коломойского - ред.) выльется в тотальную войну между, возможно, двумя самыми влиятельными людьми Украины (Порошенко и Коломойским - ред.), это на самом деле опасно - и может сыграть на руку враждебной Москве», - пишет The Financial Times.
Издание утверждает, что новая кампания власти должна гарантировать, что все те, кто ранее пользовался старым режимом ради собственного обогащения, в дальнейшем будут придерживаться законов и внесут свой вклад в восстановление Украины.
В публикации отмечается, что предложенная Коломойским реприватизация бывших государственных активов может принести хаос и навредит экономике, которая и так находится на грани. «Лучше сосредоточиться на новых правовых и налоговых реформах, чтобы обеспечить прозрачность структуры собственности и доходов и отменить несправедливые государственные субсидии и налоговые льготы олигархам», - говорится в статье.
Вместе с тем издание подчеркивает, что Киев должен положить конец частному финансированию добровольческих батальонов и убедиться, что они полностью интегрированы в официальные военные структуры.
В публикации отмечают, что, продемонстрировав реальные реформы, Украина сможет рассчитывать на существенную финансовую помощь Запада и вне обещанных МВФ $17,5 млрд. «Если Киев покажет прогресс, Запад должен сделать то же самое. Несмотря на военные проблемы, создание стабильной и процветающей страны остается самым мощным долгосрочным оружием при защите своей государственности, которую пытается подорвать Москва», - резюмирует The Financial Times.
Читайте также: Добровольческие батальоны: под контролем государства?
Издание The Foreign Policy пишет о том, что российская пропаганда на Западе пытается дискредитировать добровольческие батальоны. В частности, автор статьи - американский политолог украинского происхождения, профессор Ратгерского университета Александр Мотыль утверждает, что украинских добровольцев часто пытаются очернить, выдав их за аналог талибов или колумбийскую организацию FARC, известную причастностью к торговле наркотиками, однако на самом деле добровольческие батальоны вносят существенный вклад в сохранение государства.
Мотыль отмечает, что зачастую командиры батальонов не являются «прирожденными полководцами», а обычными добровольцами - иногда связанными с определенными политическими силами, однако с незначительным влиянием и финансовыми возможностями.
«Батальоны не имеют территориальных баз и никаких независимых источников финансирования (как, скажем, торговля наркотиками для FARC). Они сражаются на разных участках фронта, а не только на «своей» территории. Добровольцы сами имеют семьи и рабочие места, и являются солдатами лишь временно. И, за одним исключением, все батальоны подчинены Министерствам внутренних дел или обороны», - говорится в статье.
Читайте также: Проблема легализации Правого сектора в зоне АТО
Мотыль утверждает, что вне сферы влияния Минобороны или МВД остается Правый сектор, который, однако, действует совместно с регулярными армейскими подразделениями. «Пропаганда Путина демонизировала эту группу, предполагая, что она причастна к украинскому движению, которое готовит финальный штурм на Россию. На самом деле, Правый сектор насчитывает не более нескольких тысяч членов. Хотя его идеология является правой, группа не одобряет антисемитизм, и одним из его ведущих активистов есть ортодоксальный еврей - Борислав Береза», - отмечает автор, добавляя, что самооборона Майдана тоже насчитывала несколько тысяч человек, которые после Революции Достоинства продолжили борьбу - в политике, на общественных началах, в добровольческих батальонах.
«Если восстановление нации, государства и экономические реформы будут проходить быстрыми темпами, и если Украина выдержит российский военный натиск, добровольческие подразделения уйдут в небытие. Если же это не удастся и Россия захватит значительную часть украинских территорий, добровольческие батальоны будут наименьшей проблемой для Украины, и для Запада. В то же время говорить о военной диктатуре, фашизме и угрозе хаоса будет преувеличением. Истинный источник хаоса в Украине - это армия Путина на востоке», - резюмирует Мотыль.
Джереми Шапиро и Ханна Тобурн в издании Brooking пишут про самые большие проблемы Украины - олигархическое правление, коррупцию и финансовую нестабильность, которые сопровождают государство со времени обретения независимости. «Новое украинское правительство хорошо осознает проблемы», - отмечают авторы статьи, добавив, что министр финансов Украины Наталия Яресько во время визита в Вашингтон четко изложила свое видение ситуации.
В частности, министр заявила о «стабилизации экономики, реформирования страны, борьбу с коррупцией, повышение прозрачности и подотчетности, улучшение ситуации с верховенством права и создание условий для возвращения экономического роста и процветания». Кроме того, речь шла про правоохранительную реформу, повышение налогов на роскошь и упрощение налоговой системы.
Вместе с тем авторы статьи отмечают, что ситуация с экс-главой Днепропетровщины Коломойским и Укртранснафтой указывает на то, что государственные предприятия, как и ранее, являются основными стратегическими активами в внутренней борьбы между олигархами. «И эти олигархи, не колеблясь, прибегают к незаконным средствам, чтобы удержать свои источники доходов и свою власть», - говорится в публикации.
Авторы отмечают, что в свое время - еще во время Оранжевой революции - Украина пыталась преодолеть старую систему, однако реальных изменений так и не произошло.
«Теперь ситуация вокруг "Укртранснафты" не способствует убеждению украинцев в том, что изменения, за которые они стояли на Майдане будут реализованы. С определенным разочарованием Запад был преимущественно наблюдателем в этой важнейшей борьбе. Западные правительства и финансовые учреждения могут предоставлять экспертную поддержку и даже финансовую помощь», - резюмировали авторы, добавив, что это, в первую очередь, украинская политическая борьба, и выигрывают или проигрывают ее собственно украинцы.
В своей статье для издания World Affairs Александр Мотыль пишет про экономические преобразования, которые украинская власть вводит. Автор отмечает, что, несмотря на убеждения большинства украинцев в том, что в стране не происходит никаких реформ, позитивные сдвиги уже есть.
«На самом деле долгожданный процесс реформирования идет полным ходом - тихо и ненавязчиво. Министерство образования и Министерство внутренних дел Украины проводят реструктуризацией университетов и полиции, очевидно из-за отсутствия в этой сфере сложных коррупционных схем и власти олигархов. Определенные сокращения штата произошли в Администрации президента и аппарате правительства, на очереди еще одна волна. Закон (несмотря на его недостатки) о люстрации был принят, и привел к отставке нескольких высокопоставленных чиновников с последующими расследованиями против них. Одобрена идея создания Антикоррупционного бюро, и сейчас продолжается конкурс на должность руководителя ведомства», - говорится в статье.
Вместе с тем автор отмечает, что одними из важнейших являются экономические реформы, и в этой сфере в Украине есть определенные достижения. В публикации приводятся данные исследования VoxUkraine Index for Monitoring Reforms, проведенного Тимофеем Миловановим и иными экспертами из университета Питтсбурга. В частности, каждые две недели ученые определяют уровень качества принимаемых реформ, оценивая их по шкале от -5 до +5, а само исследование касается пяти основных секторов экономики, таких как управление и борьба с коррупцией, государственные финансы, монетарная политика и финансовые рынки, энергетическая безопасность и международная торговля.
Данные исследований, охватывающие период с января 2015 года, показали, что наиболее эффективными оказались реформы, проводимые в сферах борьбы с коррупцией (1,72 балла), монетарной политики (1,46), и энергетической независимости (1,36).
«Очевидно, сектор внешней торговли является наименее реформированным», - отмечает Мотыль. В частности, индекс реформирования этого сектора достигает лишь 0,4 балла.
«Конечно, Украина должна пройти долгий путь. Однако реформы началась, и если Киев подтвердит свою политическую волю, Запад будет настаивать на изменениях, а Владимир Путин будет напоминать Украине, что альтернативой реформам будет подчинение России, то 2015-й может стать годом реформ в Украине», - резюмирует автор.