Влияние частных структур на добровольческие подразделения может дорого стоить государству, предупреждают эксперты. Выход они видят в принятии законов, которые сделают невозможным такое влияние.
Конфликт между государством и Игорем Коломойским за влияние в компаниях "Укртранснафта" и "Укрнафта", когда неизвестные люди с автоматами в военной форме заблокировали вход в помещение компании, показал, что монополию государства на использование силы может быть поставлено под вопрос - через политические амбиции или экономические интересы крупных предпринимателей. При этом в качестве "силовых аргументов" в конфликтах отдельные бизнесмены могут использовать не только частные охранные структуры, но и добровольческие подразделения, на которых имеют определенное влияние, предостерегают обозреватели.
Про возможные проблемы и риски для государства, связанные с контролем за добровольческими батальонами, финансирование которых брали на себя частные структуры, отдельные эксперты говорили и ранее. "И мы, и международные партнеры настойчиво предупреждали власти еще в прошлом году, когда формировались добровольческие батальоны. Теперь уже есть последствия", - говорит содиректор программ внешней политики и международной безопасности центра Разумкова Алексей Мельник.
Впрочем, аналитики отмечают, что добровольческие батальоны в начале агрессии России на Востоке Украины сыграли основную оборонительную функцию - когда государственные военные структуры в основном были парализованы. Однако сейчас к таким подразделениям нужно больше внимания. "Военные формирования, которые не подчиняются государству - это прямая угроза для ее безопасности", - уверяет заместитель директора информационно-консалтинговой компании Defense Express Валерий Рябых.
Читайте также: Проблема легализации Правого сектора в зоне АТО
Через конфликт возле помещения "Укрнафты" под пристальное внимание журналистов попал добровольческий полк "Днепр-1", поскольку один из вооруженных мужчин в военной форме представился именно бойцом "Днепра-1". К тому же в обществе присутствует стойкая ассоциация полка с экс-председателем Днепропетровской облгосадминистрации Игорем Коломойским, который поддерживал добровольцев и координировал их действия при формировании подразделения.
"Личный контроль за действиями батальона "Днепр" будет осуществлять председатель Днепропетровской областной государственной администрации Игорь Коломойский", - заявлял в апреле прошлого года теперь уже экс-заместитель председателя Днепропетровской ОГА Геннадий Корбан. Именно тогда начали формировать добровольческий батальон "Днепр-1", который впоследствии переформатировали в полк. А потому после отставки Игоря Коломойского с должности председателя ОГА возникает вопрос о сохранении ним и его окружением влияния на добровольцев.
В полку категорически отвергли все обвинения в причастности к событиям возле помещения "Укрнафты". Да и сами спецназовцы просят не ассоциировать их с кем-то из политиков или олигархов, поскольку, отмечают, "Днепр-1" - полк патрульной службы милиции особого назначения в составе МВД Украины. "Мы не имеем никакого отношения к негодяям из криминальных группировок, которые под прикрытием патриотизма делают противозаконные и антиконституционные действия. "Днепр-1" - добровольцы-спецназовцы, которые, не жалея собственной жизни, охраняют наш покой и стоят на защите закона", - написал на своей странице в сети Facebook бывший командир полка "Днепр-1", а ныне - народный депутат от "Народного фронта" Юрий Береза после инцидента возле помещения "Укрнафты".
В пресс-службе полка "Днепр-1" отметили, что все бойцы полка находятся на своих местах дислокации - в частности, в Красноармейске, Песках, Мариуполе, а также прилегающих к Мариуполю поселках Лебединское и Чармалик.
Читайте также: Главные проблемы Украины в зоне АТО
Исключают любое политическое влияние на полк "Днепр-1" и в МВД Украины. "Тогдашняя администрация Днепропетровской области много сделала для технического оснащения, материального обеспечения "Днепра-1". Сейчас полк полностью финансируется министерством внутренних дел. Бойцам в зоне АТО помогают волонтеры, но зарплату, оружие и технику - все они получают от МВД", - рассказал DW начальник отдела связей с общественностью главного управления МВД Украины в Днепропетровской области Алексей Щербатов.
По его словам, часть личного состава полка "Днепр-1" находится в зоне АТО и подчиняется командованию АТО, а часть - непосредственно служит в Днепропетровской области и, соответственно, подчиняется главному управлению МВД области. "Полк выполняет приказы только своего руководства, как это есть во всей правоохранительной системе", - отмечает Алексей Щербатов и замечает, что лишь незначительная часть бойцов из "Днепра-1" задействована для охраны правопорядка в Днепропетровске, а большинство спецназовцев - воюют в зоне АТО.
Исключить влияние
Впрочем, эксперты предостерегают, что именно в зоне проведения антитеррористической операции труднее контролировать добровольческие батальоны и влияние на них - чтобы бойцы не оставили свои оборонительные рубежи, к примеру, на чье-то требование. "Военная прокуратура не спешит выполнять свои непосредственные функции в окопах в зоне АТО, поэтому не исключено, что ради собственного обогащения бойцы могут действовать в интересах олигархов, или тех, кто заплатит за осуществление, например, диверсии для их политической выгоды", - выражает озабоченность директор Центра исследований правоохранительной деятельности, член экспертного совета при МВД Украины Олег Мартыненко.
Алексей Мельник из Центра Разумкова считает - чтобы исключить политическое влияние на добровольческие подразделения, нужно принять единый закон, который бы регламентировал их деятельность и статус добровольцев. "Сейчас это частично регламентируется законом о народные дружины или о владении оружием, частично - законом об обороне Украины - единого законодательного поля нет", - отметил Алексей Мельник.