Во времена Майдана «ночные ужасы» про бойцов Правого сектора рассказывал разве что Дмитрий Киселев российским телезрителям, не слишком настроенным искать правду.
И уже после - в период фактической войны на Донбассе - организация начала менять свою окраску с «патриотическоq» на менее позитивную и в восприятии украинцев. Дошло до того, что «глашатаи» нынешней официальной власти ставят знак равенства между Ярошем и Болотовым, пишет Главком.
Переговоры «о переговорах». Проблема легализации Правого сектора в зоне АТО была и пока остается одной из главных «точек соприкосновения» между организацией и представителями правоохранительных органов. «Партизанщина» вынуждена выискивать себе оружие в бою, не имея при этом на нее никакого права. В большинстве случаев сегодня на добровольческие батальоны, не подчиненные ни одной государственной силовой структуре, учитывая ситуацию власть пытается не обращать внимания. Но бойцов Правого сектора уже неоднократно задерживали в мирных регионах, не забывая при этом конфисковать и добытое на востоке Украины оружие.
Читайте также: Люстрация в Украине: кого и как будут проверять
После такого очередного задержания и, по словам Яроша, даже избиения бойцов лидер ПС выступил с ультиматумом к президенту. Месседж, адресованный Петру Порошенко, был простым: либо в рядах МВД будет проведена чистка, или Правый сектор пойдет маршем на Киев. Ярош обвинил власть в том, что даже на высоких должностях в системе МВД сидят «сепаратистские приспешники», в частности «московский ставленник» генерал Владимир Евдокимов. Также лидер ПС выдвинул требование освободить задержанных бойцов, закрыть против них все уголовные производства и вернуть незаконно отобранное оружие и транспорт в зону боевых действий. В случае невыполнения обещал провести «быстрые реформы» в ведомстве.
Руководитель МВД Арсен Аваков принял этот «упрек» как предвыборный пиар. «Очередной информационный поток от подзабытого Правого сектора... Выборами запахло», - написал он в своем Фейсбуке в ответ на ультиматум. Напомнил, что документ на его заместителя Евдокимова был направлен в Кабмин еще две недели назад. И обвинил Яроша в том, что он заманивает людей в банд-группировки, а его бойцы незаконно возят оружие по стране.
Ультиматум Яроша неоднозначно восприняли и непосредственно внутри Правого Сектора. Слишком эмоциональным его признал руководитель информационного отделения ПС Борислав Береза. Согласился с ним и председатель киевской областной организации Игорь Мазур (Тополя). «Одна сторона хочет постоять за своих ребят, которых арестовали. Другая - власть - показать, что закон один для всех. Обе стороны можно понять. И сейчас ультимативное общение не на времени. Главная цель - защита государства, и, надеюсь, и Авакову, и Ярошу хватит ума не идти на вооруженное противостояние», - отметил он в комментарии «Главкому».
Наконец, консенсус - более-менее - был найден. Бойцов ПС освободили. Ярош передумал идти на Киев и запретил своим бойцам покидать зону АТО с оружием. Хотя и оставил «лазейку», позволив это делать в «экстренных» случаях. А 18 августа представитель от МВД - советник министра - Антон Геращенко и Борислав Береза от ПС провели встречу и договорились о сотрудничестве в деле защиты Украины, а также наконец-то хоть подняли проблему легализации представителей Правого Сектора в зоне АТО. Правда, пока только дошли до того, что нужны дальнейшие переговоры.
Но мысли вроде: «если на стене висит руже, оно обязательно выстрелит» распространяются. «Играют» на этом в России. «Киевская власть не контролирует многочисленные военные формирования, в частности «Правый сектор», из которого в значительной степени составлена, по нашей оценке, Национальная гвардия, и демарш «Правого сектора» по отношению к Министерства внутренних дел Украины сам за себя говорит», - высказался после ультиматума Яроша глава МИД РФ Сергей Лавров.
Читайте также: Цена "путинского мира" пока высоковата для Украины
Не спешат вычеркивать Яроша и Ко из списка «опасных» и в Киеве. «То, что ПС отозвал свою угрозу организовать вооруженный мятеж, еще не означает, что факта преступления больше не существует. Раньше поход на столицу объявлял Болотов, теперь - Ярош. То какая между ними к черту разница? - задался вопросом внештатный советник президента Олег Медведев. - Независимо от того, справедлива ли критика Яроша на адрес МВД, он должен был бы понести уголовную ответственность за угрозу вооруженным мятежом против законно избранной власти».
Вопрос «трофеев» и гарантий. Свою «незаконность» признают и в самом Правом секторе, но просят власть прислушиваться к потребностям тех, «кто сейчас стоит на передовой». «Позиция всего ПС не единодушна, - признает в комментарии «Главкому» Игорь Мазур. - Мы с УНА-УНСО, например, стараемся действовать в соответствии с действующим законодательством. Но нужно упростить получение разрешений на владение огнестрельным оружием. Чтобы человек, который его имеет, действительно нес за него ответственность, чтобы при его перевозке имел соответствующие документы».
При том, что мобилизация достигает уже около 100 тысяч человек, рынок оружия действительно требует большего внимания со стороны нынешней власти. «Сейчас достаточно людей, которые уезжая в зону АТО не хотят заключать контракт с МВД, - признает председатель наблюдательного совета Украинской ассоциации владельцев оружия Георгий Учайкин. - Ведомства не предоставляют возможности созданию большого количества батальонов, куда бы могли пойти добровольцы, и они идут «партизанами». Некоторые берут с собой собственное оружие, которое имеют официально, и в зоне АТО используют его для выполнения своих функций. А некоторые просто приезжают на место и находят «трофейное» - его там достаточно. И вот здесь юридически вопрос не решен. Нет правового статуса людей, которые поехали туда партизанить, и нет никакого правового статуса у них на то «трофейное оружие».
«Конечно, это «трофейное оружие» юридически не оформлено, но при условии того, что оно используется в зоне конфликта, на это закрываются глаза», - говорит Учайкин. По его словам, государство на сегодня уже потеряло контроль за оборотом, как легального, так и нелегального оружия. «Надо срочно принимать закон о гражданском оружии и боеприпасах. Ибо, с одной стороны, мы имеем коррупцию на фоне издания всех этих разрешений. С другой - человек не имеет законного права защищать себя и страну легальным путем», - отмечает он.
Читайте также: Закон о легализации оружия в Украине примут еще до президентских выборов
Вопрос «незаконности» деятельности добровольческих батальонов не гарантирует бойцам также статуса «участника боевых действий» и социальных гарантий, предусмотренных для военнослужащих (этот вопрос также встал на переговорах между представителями Правого сектора и МВД).
В этом же контексте есть еще один достаточно странный факт. Складывается впечатление, что добровольческие батальоны слишком часто оказываются в местах засад террористов. Самый яркий пример - когда 12 августа автобус с бойцами «Правого сектора» был расстрелян на въезде в Донецк возле поселка Мандрыкино. В МВД тогда удивлялись, что автобус следовал по опасной зоне без разведки впереди. Но в ПС утверждали, что данный случай не единственный. В ультиматуме Яроша тоже звучало обвинение в попытках уничтожить добровольческий движение. «Мы до сих пор выясняем, что это было», - сухо прокомментировал ситуацию с расстрелом автобуса «Главкому» Борислав Береза.
«Нарваться в зоне АТО на блокпост - это ошибка командира подразделения, - более конкретно высказался Игорь Мазур, но допустил, что информация о передвижении ПС сливается, и «ребят подставляют». «У нас есть враги в разных структурах», - отметил он.
Несмотря на понимание проблемы, когда именно легализация бойцов Правого сектора может произойти и какому ведомству будут подчиняться «ребята Яроша» (МВД или Минобороны, как, например, недавно созданный батальон УНА-УНСО) - пока неизвестно. Да и сам ПС не слишком «горит» желанием найти такую «крышу над головой». «Правый сектор не хочет, но должен получить официальный статус, - рассказал после встречи «Главкому» Борислав Береза. - Наши ребята защищают Родину. Мы будем стараться сделать это в ближайшее время, но надо понимать, что это движение не быстрое».