В эти выходные в столице Польши состоится крайне важное для Украины и мира событие: саммит НАТО. Многие эксперты прогнозируют, что именно там может произойти условное объявление Холодной войны между Западом и Россией, которая и так длится уже два года.
Конечно, риторика на форуме будет в основном миротворческой, впрочем за ширмой умиротворения вряд ли удастся скрыть осознание того, что глобальное противостояние набирает обороты, пишет издание Захид.нет.
Не тешить себя иллюзиями
Мир снова погружается в длительный процесс гонки вооружений, политики сдерживания, линий разграничений, столкновения идеологий и агрессивной пропаганды-контрпропаганды. «Империя зла» воскресла – и это, увы, совсем не оторванная от реалий метафора.
Для дальнейшего развития тезиса очень важны будут эти слова бывшего Генерального секретаря Североатлантического Альянса Андерса Фога Расмуссена, сказанные накануне саммита и направлены к его участникам:
«Мы не должны тешить себя иллюзиями относительно намерений Москвы. За запугиванием прозападных государств, граничащих с Россией, за попытками дестабилизирующего вмешательства в них скрывается столкновение идей. На одной стороне – власть закона, подотчетный чиновничий аппарат и демократические выборы, которые пользуются большим уважением; на другом – своевольная страна, которая готова жертвовать собственными гражданами ради амбиций своих правителей.
Читайте также: Украине нужно готовиться к войне на юге. Россия не планирует отступать
Но это столкновение происходит не только по соседству с Россией. Москва явно нацелилась на ослабление либерального международного порядка и западного единства, которые служили нам верой и правдой с момента окончания Второй мировой войны. Мы наблюдаем это в Европе, где Россия использует свои энергоресурсы как инструмент разделения союзников. Мы видим это, когда финансируемый государством телеканал Russia Today распространяет дезинформацию про торговое соглашение между ЕС и США, а Кремль пытается ослабить будущий источник созидания и благосостояния. Или когда Россия поддерживает политические партии, которые выступают за роспуск Евросоюза. Никого не должно удивлять то, что президент Путин – один из немногих, если не единственный мировой лидер, который приветствовал Brexit».
Пришлось подать такую довольно пространную цитату, чтобы проиллюстрировать положительную тенденцию: западное общество, по крайней мере, начинает осознавать угрозы кремлевской агрессии, которую в самой России лицемерно называют «вставанием с колен». Пока это происходит лишь на уровне элиты, точнее, определенной ее части, ибо есть много тех высокоранговых европейских политиков, которые до сих пор пытаются тыкать пальцами в ту нефункционирующую кнопку «Перезагрузка». Но о последних мы поговорим позже.
Расмуссен демонстрирует понимание того, что, во-первых, Кремль и только Кремль является главным источником агрессии и геополитической нестабильности. Во-вторых, Россия пытается дестабилизирующее повлиять не только на своих соседей, но и на другие страны, в частности Западной Европы. В-третьих, Москва имеет для этого целый арсенал средств – военных, энергетических, пропагандистских и тому подобное. В-четвертых, на кону – антагонистическое противостояние общественных систем: демократической и антидемократчной. Поэтому возникает логичный вопрос: способен ли Запад противостоять России на всех упомянутых фронтах? И здесь возникают большие сомнения.
Насущные задачи НАТО
Знаменательно, что саммит НАТО происходит именно в Польше, стране, которая прекрасно знает, каких неприятностей можно ожидать от Москвы, но также имеет опыт противостоять ей даже в самых неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому уже одно это дает основания надеяться, что мероприятие не завершится без результата, как это было два года назад в Уэльсе.
Читайте также: Если Россия не уважает границы Европы, почему НАТО должно уважать Россию?
Итак, саммит НАТО должен стать чрезвычайно важным событием на фоне стремительного обострения отношений Запада и России. На фоне Brexit, который серьезно нарушил европейское единство. Варшавская встреча становится для западного альянса важным испытанием на прочность. И здесь уже не удастся обойтись полумерами и общими декларациями.
«Только демонстрация реальной готовности к обороне наших границ может эффективно остановить агрессивные намерения России, – так обозначил главную задачу саммита министр обороны Польши Антоний Мацеревич. – Москва должна забыть об угрозах Польше, европейским странам и другим странам мира».
С тех пор, как Россия оккупировала Крым и разожгла войну на востоке Украины, страны так называемого «восточного фланга НАТО» почувствовали реальную угрозу своим суверенитетам и территориальной целостности. Они настойчиво призывают к созданию постоянных баз НАТО на их территориях, исходя из того, что только такие меры сдержат Кремль от пересечения «красной линии».
Реально речь идет о дислокации на ротационной основе четырех многонациональных батальонов в странах Балтии и Польши общей численностью около четырех тысяч воинов. В частности, в них войдут военные Великобритании, США, Германии и Франции. «Это посылает четкий сигнал: если любого из наших союзников атакуют, весь Альянс отреагирует как один. Мощное сдерживание – это лучший способ предотвратить войну», – заявил Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, комментируя эти планы НАТО.
Сдерживающий фактор
Смогут ли эти несколько батальонов противостоять полноценному наступлению российских войск, например, на государства Балтии? Конечно, нет, и это четко признают сами же натовские генералы. «Россия смогла бы захватить балтийские государства быстрее, чем мы бы там оказались, чтобы защитить их», – искренне признался командующий вооруженными силами США в Европе генерал-лейтенант Фредерик Бен Ходжес.
Читайте также: НАТО уступает России в скорости развертывания армии
Однако это никоим образом не умаляет значения этих формирований для повышения обороноспособности Эстонии, Латвии и Литвы. Потому что, если Москва все же решится на инвазию Балтики, то использует, скорее всего, тактику «гибридной войны». То есть речь будет идти про «ополченцев», «зеленых человечков», провокации на границах, работу диверсионных групп, информационную войну и тому подобное. А для противодействия этому всему нужна не так многочисленная армия, как хорошо обученные специализированные военные подразделения.
Если же предположить, что Москва таки лелеяла планы полноценного наступления на балтийские государства, то и тогда четыре интернациональные батальоны будут оставаться гарантией того, что, пусть с некоторой задержкой, но все же на защиту Балтии выступят западные союзники. Пятая статья Вашингтонского договора НАТО будет однозначно выполняться.
Часто встречал в исторических книгах про Первую мировую войну такой тезис, что кайзер Вильгельм в жизни бы не начал полноценных боевых действий, если бы не был почти на 100 процентов уверенным, что к Антанте не присоединятся Соединенные Штаты. И с точки зрения ситуации в Вашингтоне на лето 1914 года так оно и выглядело: ни в политическом, ни в военном, ни в общественном аспектах страна была не готова к вступлению в войну. Кто же мог тогда знать, что политическая конъюнктура в США стремительно изменится, пусть с трехлетней задержкой, но американцы все же мобилизируют несколько армий, организуют их оперативную переброску через Атлантику и в корне изменят расстановку сил на европейском континенте. Фактически, 6 апреля 1917 года, когда Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну, ее участь была решена.
Потуги Кремля и его сторонников
Поэтому Москва хорошо понимала: только она коснется американских военных в Балтии или Польше, перспективы ее станут не лучшими перспективы кайзеровской Германии. Поэтому в Кремле прилагали максимум усилий, чтобы не допустить дислокации натовских подразделений на территориях стран, граничащих с Россией.
В этом деле Москве помогали и уже упомянутые европейские политики, которые то ли не осознают всей опасности, которая исходит из России, то имеют собственные мотивы делать вид, что не видят того, как Москва разрушает систему глобальной безопасности. «Чего нам не стоит сейчас делать, так это раздувать ситуацию дальше, бряцая оружием и нагнетая милитаристские настроения. Если кто-то считает, что весь этот символический парад танков на восточных границах НАТО будет гарантировать безопасность, то он глубоко ошибается», – заявляет министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, комментируя планы дислокации натовских подразделений в Польше и странах Балтии. То есть, вместо того, чтобы североатлантический Союз продемонстрировал готовность защитить своих союзников, он должен бы выразить равнодушие, лишь бы не рассердить Москву. Нелепость этого тезиса нечего и объяснять. Убежден, что в Кремле ему очень обрадовались.
Самое обидное, что очень много европейских политиков придерживается такой же позиции, как и Штайнмайер. На чем должна базироваться такая беспечность? Предполагаю, в надежде, что Кремль удовлетворится несколькими странами-жертвами из ближайшего соседства и не будет претендовать на так называемые «старые демократии».
Даже если вынести за скобки геополитическую циничность такой надежды, она в сугубо практическом аспекте является очень обманчивой. Стоит вспомнить хотя бы российскую спецоперацию в Германии под кодовым названием «Лиза». Напомню, что речь идет про 15-летнюю девушку русского происхождения, которая живет в Германии. Российские СМИ запустили историю, что якобы Лизу изнасиловали арабы-мигранты, а немецкие правоохранители, якобы пытаются скрыть это преступление. К обвинениям российской прессы присоединились даже представители власти в Москве. Выходцы из России устраивали в Германии митинги с осуждением действий полиции. И впоследствии выяснилось, что никакого изнасилования не было.
А кроме того, неужели защитники России в Европе забыли минские переговоры и следующее Дебальцево в феврале 2015 года? Ведь тогда еще не успели засохнуть чернила Путинской подписи под договоренностью о полном прекращении огня, как его «шахтерско-тракторные» войска начали полномасштабную боевую операцию на Донбассе.
«Чтобы защитить наш образ жизни»
Сейчас в зоне разграничения на востоке Украины вновь активизировались боевые действия. Ежедневно по украинским позициям стреляет российская артиллерия. Расчет Кремля очевиден: напугать Запад вероятным возобновлением масштабных военных действий. Или он оправдается? Ныне существует большая надежда, что нет.