Перезагрузка Европарламента: чего ждать Украине

Выборы в парламент ЕС: последствия для Украины25 мая завершатся выборы, которые во многом будут определять европейское будущее Украины. Но украинцы в них участия не будут принимать, пишет Владимир Соловьян для Института Мировой политики

Речь, конечно, о выборах в Европарламент. В последнее воскресенье мая 2014 года граждане ЕС изберут новый депутатский корпус главного законодательного органа Объединенной Европы. Учитывая многочисленные внешние и внутренние угрозы, постреволюционная Украина как никогда зависит от консолидированной позиции ЕС в украинском вопросе. А Европарламент - это и наковальня, где позиция ЕС должна коваться в течение ближайших лет. Тяжелейших лет в современной истории нашей родины.

Социологические опросы свидетельствуют об изменении баланса сил в будущем составе Европарламента. Каденция нынешних европарламентариев совпала с периодом экономических трудностей Еврозоны и усилением социальной напряженности. Политико-социальные тенденции в большинстве стран ЕС сейчас обусловливают увеличение электорального спроса на те политсилы, которые чаще всего пользуются социально-ориентированной или даже популистской риторикой. В первом случае, благодаря актуализации социальной проблематики, фракция социал-демократов на следующих выборах может рассчитывать на дополнительные 20-30 голосов в Европарламенте. Благодаря этому, Прогрессивный альянс социалистов и демократов (C&Д) может обойти самую большую на сегодняшний день фракцию Европейской Народной Партии (ЕНП). Сдают позиции и союзники ЕНП - Альянс либералов и демократов за Европу(АЛДЕ). Этой парламентской группе также предсказывают потерю мест.

Читайте также: Как дорого Украина обойдется Европейскому Союзу?

Однако, украинцев, не должно сильно беспокоить смена лидера политических симпатий европейцев. Риски для Украины скрытые в другом.

Во-первых, некоторую обеспокоенность вызывает отток поддержки партий центристкого толка, то есть ЕНП, С&Д и АЛДЕ. Если на прошлых выборах 2009 года суммарно они заручились доверием 72% избирателей, то в 2014-м их поддержка снизилась до 65%. Стоит напомнить, что именно в среде этих партий Украина может черпать поддержку в Европарламенте.

С другой стороны, рост евроскептичних настроений среди граждан ЕС увеличивает соответствующую электоральную нишу в спектре политических сил, представленных в Европарламенте. Эту нишу заполнят партии как левого, так и правого толка. Вместе, эксперты пророчат треть мест консерваторам (Европейские консерваторы и реформисты и Европа свободы и демократии), правым радикалам (Европейский Альянс за свободу) и левым (Европейские объединенные левые/Лево-зеленые Севера).

Истинное лицо европейских правых и левых мы имели возможность наблюдать на псевдо-референдуме в Крыму. Среди российских «международных» наблюдателей были члены праворадикальных партий Австрийской партии свободы, венгерского «Йоббика», французского Национального фронта Марин Ле Пен. Представители этих партий вскоре пополнят состав Европарламента. «Наблюдал» за «референдумом» в Крыму и Харалампос Ангуракис - член греческой компартии и депутат Европарламента от Европейских объединенных левых.

Читайте также: Почему Европа не может мыслить стратегически

Поэтому радикальные и популистские силы в новом Европарламенте непременно усилят свои позиции. Вероятно, было бы ошибкой считать весь лагерь евроскептиков большими сторонниками политики Владимира Путина, но и Украине в ЕС они рады не будут. Несмотря на различие идеологических платформ, евроскептические силы смогут создать весомую группу влияния, которая будет действовать не в интересах Украины. Разрешения существующих экономических проблем в Европе они не склонны связывать с расширением экономического и политического влияния ЕС на территорию нашей страны. Сопротивление с их стороны можно ожидать и в вопросах безвизового режима или членства Украины в ЕС.

На фоне такой поляризации политических сил Европарламента, особую остроту приобретает вопрос формирования новой коалиции. Уже сегодня вырисовываются четыре возможных коалиционных конфигурации в будущем Европарламенте: правоцентристскяа (правоцентристы и консерваторы), левоцентристская (социал-демократы, зеленые и левые) и две центристские, в зависимости от того, будет ли включено в широкую коалицию ЕНП и С&Д либералов с АЛДЕ. В случае создания большой коалиции с участием двух наиболее многочисленных фракций Европарламента, новое большинство объединит 475-490 мандата из 751. Если Альянс либерал-демократов останется вне союза фракций ЕНП и С&Д, то такое двухпартийное большинство будет контролировать 58-56% депутатского корпуса. В то же время, гипотетические левоцентристская или правоцентристськая коалиции не смогут собрать более половины голосов. В таком случае придется обращаться за поддержкой к независимым депутатам, среди которых, кстати, большинство именно за крайними правыми. Такую конструкцию, которая будет зависеть от группы «независимых», устойчивой назвать трудно.

Читайте также: Украина как лаборатория между ЕС и Россией?

Впрочем, несмотря на ряд внешних вызовов, которые стоят перед ЕС после провала программы Восточного партнерства, можно вполне резонно ожидать консолидацию проевропейских сил Европарламента. В общем, со времени Маастрихта, ЕС руководствуется скорее принципами финансового и политического прагматизма, чем идеологической целесообразности. Сегодня, в условиях, обострение отношений Запада и России, прагматизм во внутренней и внешней политике ЕС должен диктоваться ее цивилизационными установками, идеями преданности демократическим принципам. Европарламент не может остаться равнодушным к новым геополитическим реалиям Восточноевропейского региона. Необходимость ответить внешним и внутренним вызовам, в частности в энергетической безопасности, будет толкать евродепутатов к большей широте сотрудничества. Поэтому вариант большой коалиции видится приоритетным по сравнению с другими конфигурациями, которые буду клонить европейский корабль в ту или иную сторону. Желательным является коалиция между социал-демократами и правоцентристами и для Украины, ведь такая диспозиция главных политсил в Европарламенте будет гарантировать нашей стране надежную поддержку этого института европейской политики.

Как бы там не было, лакмусовой бумажкой готовности евродепутатов работать на консолидацию усилий в рамках широкой коалиции станет голосование за президента Еврокомиссии. Сейчас же кандидатуры двух фаворитов - Мартина Шульца от социал-демократов и Жана-Клода Юнкера от Европейской народной партии, способны скорее разъединять ряды евпропарламентариев.

Читайте также: Гарантии безопастности Украины со стороны США и ЕС ничего не стоят

В конце концов, хотя выборы и принесут серьезные изменения в состав Европарламента, число друзей Украины в нем остается значительно больше чем количество адептов Владимира Путина. И это не означает, что нам не нужно действовать. Наоборот, чтобы помешать созданию пропутинского лобби в стенах Европарламента, отечественные демократические политсилы должны налаживать новые тесные связи в среде европейских центристов.

До последнего времени ключевые игроки европейской политической арены двигались на несколько шагов впереди общественного мнения в своих странах, но при этом оставались на несколько шагов позади реального развития событий. В контексте выборов в Европарламент встает вопрос ускорит ли Объединенная Европа шаг на встречу Украине после 25 мая. И ответ заключается в том, что, хотя украинские граждане не могут участвовать в выборах в Европарламент, они свободны выбирать свое европейское будущее. Успех Украины на пути к ЕС целиком и полностью зависит от ее собственных усилий. Если эти усилия будут достаточными, то украинцы никогда не почувствуют нехватку поддержки в стенах Европарламента.

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки