Премьер-министр Украины Яценюк прибывает в Берлин. Представители немецких деловых кругов также присутствуют и хотят разговаривать об условиях работы в Украине. Список пожеланий является долгим.
Настроения среди немецких менеджеров в Киеве являются печальными. Они вращаются вокруг вопроса, потерпит ли крах Украина как государство. "Мы ходим по лезвию бритвы", - говорит один представитель немецкой индустрии.
В стране действуют 2000 фирм с немецким участием. Многие из них работают на западе второй по величине страны в Европе, однако некоторые в 1200 километрах дальше на восток, на Донбассе. Некоторым, таким как Heidelberger Zement, пришлось вообще закрыть свои производственные мощности. А все из-за того, что объект расположен на полпути между Донецком и российским рубежом.
Читайте также: ЕС утвердил предоставление Украине 1,8 миллиарда евро
Тем временем на Донбассе и в дальнейшем стреляют - каждый день, как сообщают наблюдатели ОБСЕ в своих ежедневных отчетах. Минские договоренности о прекращении огня остаются хрупкими.
Угроза военного положения - с последствиями. Фирмы также беспокоит то, что война постепенно отражается на предприятиях и в семьях сотрудников. "Мы должны передавать нашим людям повестки из военкоматов", - рассказывает руководитель одного предприятия. И если кого-то из работников мобилизуют, то компания должна сохранять за этим человеком рабочее место.
Недавно Делегация немецкой экономики в Украине организовала круглый стол, чтобы менеджеры могли обменяться мнениями относительно последствий войны для их предприятий. В самом начале списка беспокойств стоял вопрос, объявит ли президент Петр Порошенко военное положение в Украине. Поскольку тогда определенное имущество компаний можно было бы изымать для нужд обороны, в первую очередь автомобильные парки.
Предприятия хотят безопасности. Таким образом описания ситуации в отчетах для материнских компаний в Германии становятся мрачнее. И там на это реагируют: урезают товарные кредиты для своих украинских "дочек".
Читайте также: Куда Украина потратит деньги МВФ?
Они надеются сейчас на политику: во время визита премьер-министра Украины Арсения Яценюка в Берлин представители немецкой экономики хотят провести дискуссию с Ведомством федерального канцлера относительно кризисных фондов для Украины. Эти фонды должны смягчать риски для предприятий при взятии кредита - подобно Euler Hermes, страхователя экспортных кредитов.
Руководитель украинского правительства с готовностью послушает об этом, однако его заботой является совсем другое: Германия пообещала Украине 500 миллионов евро экстренной помощи, прежде всего на восстановление пострадавшего от войны востока страны. Однако и по сей день неясно, до конца года будет ли предоставлено хотя бы один евро прямой помощи.
На правительство давят, чтобы оно проводило реформы. "Просто не хватает хороших проектов", - говорит один дипломат в Киеве. А также доверия - из-за высокой коррупции. Эта проблема "тянется с самого низа и аж на самый верх", замечает средний предприниматель. Например, он попросил власти одного из украинских городов отремонтировать генератор. "Это стоит, собственно говоря, не более десяти тысяч евро", - подчеркивает бизнесмен. В итоге это вылилось в 100 тысяч евро, поскольку на каждом уровне согласования и принятия решений кто-то требовал денег. В конце концов это понятно, говорит он, ведь кто может жить на 80 или 110 евро в месяц. Порочный круг.
Читайте также: Коррупция в Украине как угроза национальной безопасности
Правительство в Киеве находится под давлением: оно должно быстро провести реформы. Поскольку такие страны как Литва, Польша, Латвия или Эстония будут поддерживать Украину столько, сколько это необходимо", говорит литовский европарламентарий Габриэлус Ландсбергис в интервью DW. Однако государства на западе ЕС, по его оценкам, могут потерять такое желание, если вскоре не будет ощутимого прогресса в реформах.
Чтобы закрыть самые большие дыры, необходимо направить 200 миллионов евро из Берлина прямо в украинский бюджет - сигнал кредиторам страны. Издание Bloomberg приходит в новейшем анализе к выводу, что вероятность банкротства Украины находится на уровне 30 процентов. За кулисами министр финансов Украины Наталия Яресько проводит переговоры относительно отсрочки платежей по долгам, чтобы выиграть время для Украины снова встать на ноги.
Несмотря на все, немецкие руководители предприятий в Киеве убеждены: помощь будет функционировать лишь в том случае, если на востоке страны вновь не разгорится война, как это было в начале года во время боев за Донецкий аэропорт и Дебальцево. Немецкие фирмы хотят остаться - пока. Однако если сепаратистам при поддержке России удастся расширить свои владения на Донбассе, то и это станет неопределенным.
Ведь из-за аннексии Крыма и захвата части Донбасса Киев потерял более 20 процентов экономической мощи. Рядом лежат индустриальные регионы в Днепропетровской и Запорожской областях. "Если будут утрачены и эти регионы, тогда от Украины мало что останется", - отмечает немецкий топ-менеджер в Киеве.