Коррупция в Украине как угроза национальной безопасности

Коррупция в Украине и культура обществаСамо слово коррупция означает злоупотребление, которое заключается в использовании законодательства или публичной власти в частных интересах одних в ущерб частным интересам других.

Законодательство и публичная власть - это инструменты, предназначенные для обеспечения порядка в общественной жизни людей, основанного на естественных законах. Этот порядок является основой справедливости в распределении социальных благ между людьми. Злоупотребление законодательством и публичной властью является произволом, которое заключается в нарушении порядка, основанного на естественных законах общественной жизни людей, а значит и в нарушении социальной справедливости. Поэтому коррупция - это использование лицом законодательства или публичной власти в ущерб своим ближним. Она является не только нарушением правопорядка, но и аморальным поступком и грехом.

Коррупция сегодня в Украине имеет особенности, которые отличают ее от коррупции в развитых государствах. Без выявления этих особенностей нельзя разработать адекватные меры противодействия ей. Коррупция в Украине имеет ту особенность, что это - коррупция кризисного типа.

Указанный тип коррупции заключается в том, что это коррупция, которая: а) порождается кризисом современного украинского общества (а не только несовершенством уголовной юстиции), б) способна углублять кризис украинского общества, имея свойство сводить на нет любые политические, экономические, правовые, моральные реформы в Украине. В этом коррупция является угрозой для национальной безопасности Украины.

Читайте также: Конфликтное Антикоррупционное бюро: маленький орган с большими полномочиями

Кризис украинского общества - это следствие кризиса социальной культуры граждан, которая включает в себя, в частности, политическую, экономическую, правовую, нравственную культуру граждан. Существует следующая закономерность: «Какая социальная культура граждан - такая и общественную жизнь». Итак, коррупция кризисного типа, поразившей современную Украину, имеет своим фундаментом значительный слой граждан, лишенных надлежащей социальной культуры и потому пораженных произволом и иллюзиями, которые проявляются в виде коррупции. Именно отсутствие у граждан должной политической, экономической, правовой, нравственной культуры, которую имеют, например, шведы или граждане Германии, является питательной средой для коррупции кризисного типа в Украине сегодня. Такая коррупция представляет собой основную угрозу украинской нации, в частности, политическим, экономическим, правовым, моральным, культурным принципам ее развития.

При ближайшем рассмотрении можно увидеть также, что даже проблемы, которые возникают вокруг украинского языка в Украине имеют «коррупционный компонент». Коррупционные корни можно разглядеть и в сепаратистском движении в Украине. Часть вины за кровопролитие на Донбассе должно возлагаться также и на коррупцию...

Изложенное выше представление про особенность коррупции в Украине как коррупции кризисного типа, что поражает не только государство, но и гражданское общество, обусловливает то, что для эффективного противодействия коррупции в Украине должна быть разработана адекватная именно этому типу коррупции (а не коррупции вообще!) технология противодействия. И здесь стоит обратиться к опыту успешного преодоления коррупции кризисного типа, который уже есть в мире. В частности, это касается технологии противодействия коррупции кризисного типа, использованной Ф.Рузвельтом в рамках так называемого «Нового курса», который был применен для вывода США из состояния Великой депрессии 1929-1933 г.

Читайте также: Как и почему высокие идеалы уживаются с бесстыдной коррупцией

По нашему убеждению, подобного подхода пока нет в Украине. И деятельность в противодействии коррупции, которая имеет место сегодня в Украине является неадекватной современной украинской коррупции. Она сводится к «слепому» манипулированию изменениями в законодательстве (что имеет вид его совершенствования) и хаотичных действий в «совершенствовании» институтов уголовной юстиции (правоохранительных органов»). Более чем двадцатилетний опыт такого противодействия свидетельствует про ее бесплодие. Следовательно, неучет закономерностей существования коррупции кризисного типа в Украине приводит таким образом к антикоррупционному волюнтаризму (в частности, к законодательному волюнтаризму, а также политическому волюнтаризму, который проявляется в бессистемном реформировании институтов противодействия коррупции). Как показывает опыт, одного искреннего желания граждан преодолеть коррупцию маловато...

Анализ практики противодействия коррупции в Украине указывает на то, что это противодействие не основано на адекватных представлениях о корнях коррупции в Украине. В частности, не учитывается фактор коррупционной активности граждан, и поэтому все сводится к борьбе с отдельными проявлениями коррупционной активности конкретных должностных (служебных) лиц. Это означает, что из стратегии и тактики противодействия коррупции выпадает такой потенциал как «деятельность, направленная на снижение коррупционной активности граждан», имеет, по нашему мнению, решающее значение для противодействия коррупции кризисного типа. Очевидной является следующая истина: чем меньше взятки будут давать, тем меньше их будут брать. Или, другими словами: если так много взятки берут, то значит их много и дают.

Включение потенциала «деятельности, направленной на уменьшение коррупционной активности граждан» в систему противодействия коррупции предусматривает развертывание в Украине деятельности по формированию антикоррупционной культуры граждан (в частности, например, в виде разработки и осуществления специальной Программы формирования антикоррупционной культуры в Украине», с учетом зарубежного опыта, в том числе опыта формирования у граждан «антимафиозной культуры» в г. Палермо в Италии, опыта Польши, Грузии, Сингапура и т.д.).

Необходимость указанного выше подхода к совершенствованию противодействия коррупции в Украине следует из разрабатываемой в Институте государства и права им.в.корецкого НАН Украины доктрины противодействия преступности, которая выражается формулой: «социальная культура граждан плюс уголовная юстиция». Эта так называемая «культурная» доктрина указывает на следующее: если в Украине не будет создано условий для развития социальной (то есть политической, экономической, правовой, моральной) культуры граждан, разновидностью которой является антикоррупционная культура, то никакие конституционные, законодательные, судебные, управленческие или иные реформы не будут иметь антикоррупционного эффекта, а значит и какого-либо эффекта вообще. Помочь Украине могут только реформы типа «Нового курса» Ф.Рузвельта, которые имеют именно антикоррупционный потенциал, то есть создают условия для развития политической, экономической, правовой, нравственной культуры граждан.

Исходя из «культурной» доктрины противодействия преступности (и коррупции), существует следующая закономерность: «антикоррупционная юстиция является эффективной настолько, насколько развитой является социальная культура граждан, под которой понимается политическая, экономическая, правовая, нравственная культура граждан». Если следовать этой доктрине, то получается, что никакие «совершенствования» антикоррупционной юстиции (то есть совершенствование антикоррупционного законодательства и антикоррупционных институтов) не будут давать эффекта, если не будет развита должным образом антикоррупционная культура граждан в Украине.

Для реализации этой доктрины в Украине должна осуществляться функция разработки и внедрения в жизнь единой антикоррупционной политики в Украине. Как показывает анализ мирового опыта, в условиях Украины органом, который наиболее пригоден для осуществления этой функции является Министерство юстиции Украины (при условии соответствующего совершенствования его компетенции с целью адаптации к этой функции).

Читайте также: Антикоррупционная политика правительства Украины

Что касается совершенствования такого компонента противодействия коррупции как совершенствование уголовного (антикоррупционной) юстиции в сочетании с формированием антикоррупционной культуры в Украине, то здесь стоит совершить в частности следующие мероприятия:

1. В рамках уголовной юстиции создать специальную подсистему антикоррупционной юстиции, которая включала бы: 1) соответствующие правовые нормы различных отраслей права, направленные на противодействие коррупции - как на предотвращение ее, так и на обеспечение ответственности за коррупцию; 2) соответствующую компетенцию для антикоррупционных институтов, необходимую для эффективного противодействия коррупции; 3) соответствующее финансовое, техническое, научно-методическое, экспертное и иное обеспечение антикоррупционной юстиции.

2. Создать в Украине функцию (в Министерстве юстиции Украины) постоянного научно-экспертного обеспечения противодействия коррупции, в том числе изучение и внедрение в жизнь зарубежного опыта противодействия коррупции, в том числе антикоррупционной деятельности юстиции. Сегодня есть достаточно оснований считать, что антикоррупционная политика, а также стратегия и тактика противодействия коррупции в Украине является антинаучной. Это является одной из причин ее неэффективности. Без устранения этого недостатка нечего и надеяться на успехи в противодействии коррупции. Об этом свидетельствует и зарубежный опыт. В связи с указанным в Украине острой является потребность в проведении научных исследований в области политической криминологии, что помогло бы выявлять в частности политические аспекты коррупции.

3. В связи с особенностями коррупционной преступности, в Украине должна быть создана специальная система органов антикоррупционной юстиции, приспособленных для выполнения функции расследования именно коррупционных преступлений (с учетом, например, опыта ФБР в США).

4. В Украине некий антикоррупционный орган должен выполнять функцию антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, а также решений государственных органов и органов местного самоуправления и общественных организаций, партий и т.д. Очевидно этим органом должно быть Министерство юстиции Украины с предоставлением ему соответствующей компетенции.

5. Уголовно-правовые нормы, предусматривающие уголовную ответственность за коррупционные преступления, могут эффективно применяться только при условии надлежащего развития всего законодательства: конституционного, гражданского, административного, финансового, хозяйственного, земельного, муниципального и т.д. Поэтому это законодательство должно быть приведено в состояние, который создавал бы возможность эффективного применения уголовного законодательства.

6. Важным средством противодействия коррупции как разновидности злоупотребления служебными лицами законодательством и властью является внедрения в Украине принципа равенства гражданина и государства перед законом и судом. Именно отсутствие этого принципа сегодня приводит к тому, что государственные служащие под видом реализации приоритета государственных интересов злоупотребляют своими полномочиями. И это делает невозможной противодействия этим злоупотреблениям со стороны граждан. Исходя из этого, следовало бы законодательно обеспечить гражданам Украины право на конституционную жалобу, учитывая в частности опыт ФРГ.

7. Следовало бы также предусмотреть в Уголовном кодексе ответственность за куплю-продажу голосов в выборных (представительных) органах, в том числе органах местного самоуправления.

8. Важным фактором противодействия коррупции должно стать законодательное закрепление механизма ответственности за незаконные решения, принимаемые коллегиальными органами, в том числе заведомо незаконные решения судов, принятые коллегиально.

9. Следует разработать и внедрить специализированные комплексные технологии противодействия коррупции по основным сферам: государственное управление, местное самоуправление, правосудие, строительство, образование, медицина и т.п. Эти технологии должны состоять из комплекса специализированных адекватных мер, управляемых из единого специального органа: аналитика, экспертиза, разведка, расследование, судопроизводство и т.п. Например, исходя из выявления коррумпированности жилищного строительства, которая влечет позаекономічне повышение цены на квартиры в Киеве (по некоторым данным эта коррупция влечет за собой повышение цен на квартиры в Киеве около 30% - так называемый «коррупционный компонент» цены).

10. Для осуществления антикоррупционного просвещения и повышения антикоррупционной активности граждан, следует обеспечить распространение в обществе информации о причинах и условиях, способствующих коррупции, коррупционные технологии и социальные (политические, экономические, правовые, моральные) последствия коррупции.

11. Противодействие коррупции путем развития социальной, то есть политической, экономической, правовой, нравственной культуры граждан следует признать фактором, без которого невозможно развитие украинской государственности.

Это лишь некоторые предложения к созданию эффективной технологии противодействия коррупции - социальному злу, что имеет способность сводить на нет любые реформы в Украине и любые благие намерения партий, правительств, парламентов, угрожая таким образом, кроме прочего, и духовному здоровью нации.

Автор: Александр Костенко, доктор юридических наук, заведующий отделом проблем уголовного права, криминологии и судоустройства Института государства и права им. В. Корецкого НАН Украины

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки