Экс-министра МВД Грузии Ности Згуладзе рассказала про 10 основных советов для эффективной реформы милиции.
Экс-министр МВД Грузии Эка Згуладзе, которая в 26-летнем возрасте заняла эту должность, смогла кардинально реформировать грузинскую милицию. На то время, после Революции Роз и российского военного вмешательства, милиция была полностью коррумпирована и не имела доверия среди населения. В Грузии провели только реформу ГАИ, а все другие ведомства просто захотели, чтобы их тоже любили и уважали.
В этом году во Львовской области начали внедрять пилотный проект реформирования милиции. Эка Згуладзе приехала во Львов, чтобы рассказать руководителям силовых ведомств о том, как Грузии удалось сделать то, что пока не удается Украине.
1. Смена имиджа милиции.
«Мы хотели, чтобы нам поверили, а нас полюбили», - говорит Эка Згуладзе. В Грузии потратили год на то, чтобы работников ГАИ перестали называть «псами». Далее в течение года дорожных милиционеров никак не называли. Но через два года доверие населения к полиции достигло 60%. А четыре года назад, когда Эка Згуладзе ушла с работы, милиции доверяли 84%. Этот показатель выше, чем в большинстве европейских государств.
Читайте также: Реформа МВД: как «ментам» не стать «полицаями»
В Грузии ситуация на дорогах была намного хуже, чем сейчас в Украине. Через каждые сто метров стояли блокпосты. Люди даже не останавливались, а бросали деньги в спичечных коробках и ехали дальше, чтобы не задерживаться. За правонарушения в Грузии никого не штрафовали.
Новому руководству нужна была быстрая история успеха, чтобы показать населению, что систему можно изменить, а системе - что пришла новая власть. Новые сотрудники патрульной милиции, которым было от 19 до 35 лет, штрафовали всех за малейшие нарушения. Когда грузинские Гаишники останавливали нетрезвого водителя, забирали права, но привозили его домой.
2. Кадровая реформа ГАИ
Первое, что реформировали в Грузии после системных изменений в структуре ведомства - это полицейская академия. Если человек заплатил деньги, чтобы поступить в учебное заведение, то естественно, что эти деньги она захочет «отбить», когда устроится на работу.
За одну ночь в Грузии уволили 16 тыс. работников ГАИ. В течение трех месяцев работников ГАИ на блокпостах не было. Впрочем ситуация на дорогах не обострилась. Через три месяца на дорогах появилась патрульная полиция. Одета в хорошую новую форму, в новых автомобилях, с новым оборудованием. Это были молодые девушки и ребята, которые на самом деле были очень плохими полицейскими. Но они отличались тем, что не брали денег, помогали всем и во всем, строго придерживались закона.
3. Уважение и благодарность - самая сильная мотивация для многих
Не зарплата меняет полицейского и чиновника, а статус и уважение. Это мотивация, которая может изменить систему изнутри. Оказалось, что остальные полицейские структуры тоже захотели, чтобы их люди уважали так же, как и патрульную полицию.
Однажды грузинскому министру МВД дали список рядовых полицейских, у которых был день рождения. Его попросили, чтобы вечером он со своего телефона позвонил и поздравил с днем рождения. Поздравление министра для людей было важнее, чем $100 премии. Уважение и благодарность - самая сильная мотивация для многих.
4. Премии полицейским, которые запоминаются
Даже если это $5 тыс., то эти деньги быстро тратятся. «Мы давали подарок - поездку с семьей в Париж. Когда они возвращались домой, то обычно жена полицейского течение года рассказывала, как это было незабываемо», - рассказала Эка Згуладзе.
5. Неформальные встречи с руководством
«Мы отказались от коллегий и подобных форматов встреч не только из-за того, что это дорого, а и потому, что это отдаляет руководство от работников. Зато организовывали круглые столы, где присутствовали руководители департаментов, отделов и рядовых работников», - говорит экс-министр МВД Грузии. Параллельно на эти встречи звали людей из других департаментов, которых не касалась эта тема. Они смелее делились вариантами решений из-за того, что они не должны были бы эти идеи реализовывать. К следующим встречам руководители готовились лучше.
На таких маленьких встречах можно было спорить и критиковать руководителей. Слухи о том, что к руководству имеется подход распространялись быстро.
6. Реформа МВД с поддержкой собственной экономики
«Мы построили новое помещение, где можно оформить все документы не в столице Грузии - Тбилиси, а в маленьком городе Рустави, построенном на базе металлургического комбината, который развалился еще при союзе. Здесь был самый высокий уровень преступности и наибольшее количество самоубийств. Кроме того, мы убедили частный сектор перенести свой бизнес в этот городок. Появились новые рабочие места. Так мы частично решили экономические проблемы города. Также это сразу решило криминальные проблемы».
В новом сервис-центре упростили процедуру выдачи документов, сделали их цифровыми. Чем меньше контактов между чиновниками и людьми - тем меньше риск коррупции. Руководитель за месяц договорился с ИТ-шниками, которые сделали базу для электронного обслуживания центра, нашел предприятия, которые изготавливают соответствующие машины.
Меняя старые помещения милиции на новые, грузины сэкономили 23% средств на их содержание. То есть через 4 года расходы на новостройки покрывались.
7. Новая техника и оборудование
За счет изменения инфраструктуры эффективность работы полиции выросла на 38%. Власть изменила систему кабинетов на общие рабочие зоны. Сначала полицейским это очень не понравилось. Им было не комфортно работать. Но за три-четыре месяца они адаптировались и им это понравилось. Работали до 17 - 18 часов. Рабочее время стало действительно рабочим. Никто не принимал друзей в кабинетах, не смотрел фильмов и не играл в игры на компьютере.
С автомобилями в Грузии было, вероятно, то же самое, что и в Украине. Часть автопарка совсем изношена. Еще часть милиционеров использовали собственные автомобили. «Мы закупили новые машины в трех европейских фирм. Заключили лизинговый контракт на таких условиях, что через год все машины возвращаем, и они дают нам 70% новых автомобилей, а 30% мы покупаем», - говорит Эка Згуладзе.
8. Возрастной ценз
Для сотрудников патрульной полиции был установлен официальный возрастной ценз - до 35 лет. Это была самая низкая ступенька полиции. «Мы хотели, чтобы сотрудники оставались с нами и становились участковыми, детективами».
9. Социальный пакет
В течение трех лет зарплата работников полиции повышалась 15 раз. Не повышалась только зарплата министра и его заместителя. В 2010 году зарплата руководителей департаментов была выше зарплаты министра. Сейчас патрульный полицейский получает $600 -1000 в месяц. Детектив зарабатывает до $2000. До этого работник дорожной милиции получал $30.
10. Бесплатное медицинское страхование для полицейского и его семьи
В Грузии отказались от сталинской практики милицейских поликлиник. Чтобы поддерживать их на качественном уровне - это очень дорого.
Зато создали гибридную систему медицинского обслуживания. Для спецназовцев создали мобильные госпитали. А для остальных работников милиции - медицинские страховки. Они покрывали все расходы на лечение полицейского и его семьи, включая даже стоматологию.
Читайте также: Налоговая реформа в Грузии - урок для правительства Украины
Все другие министерства ввели медицинское страхование за примером. Для бюджета это было не дорого. За то, что застраховались сразу 30 тыс. клиентов, страховщики сделали 50% скидку.
Почему у Украины больше возможностей для реформ? Кое-кто говорит, что Грузия очень маленькая страна и поэтому у нее все получилось. На самом деле в маленькой стране делать реформы труднее. Десять тысяч людей в центре Тбилиси, которые выступают против реформ с населением страны в четыре миллиона - это то же самое, что гражданская война. Настроить миллион людей против реформ в Украине, которые приедут в Киев - невозможно.
Кроме того, в маленькой стране коррупция и непотизм более выражены, чем в большой стране. Трудно отказать родственнику, который о чем-то просит. Но чтобы сломать систему - это делали. «Украина очень богатая страна. У вас есть инфраструктура, производство, ресурсы. А также очень образованное молодое поколение, с чем была проблема в Грузии. У нас всегда не хватало квалифицированных кадров. У вас этой проблемы нет. В Украине также есть большой запрос на реформы. Если очень бедная и неразвитая Грузия смогла провести реформы, то это получится у вас. Особенно через 10 лет», - считает Эка Згуладзе.