Налоговая реформа в грузии стала одним из главных факторов стремительного экономического роста, привлечения иностранных инвестиций и потенциала такого подъема на будущее. В рейтинге Всемирного банка Doing business 2010 грузины имеют 11-е место. Украина - 142-е из 180.
Если описывать ситуацию упрощенно, до прихода к власти новой команды во главе с Михаилом Саакашвили, налоговая система в Грузии фактически не работала.
Тамошние экономисты признают: налогов по сути никто не платил, ведь существовала огромная коррупционная кормушка государственных органов.
Нормальной была практика, когда в конце года налоговые инспекторы совершали „набеги” на частные компании с целью собрать хотя бы какие-то налоги, минимальный процент "отжатого" шло в государственную казну, остальное - в карман чиновникам или их начальству. Так же зарабатывала себе на жизнь полиция, таможня, многочисленные регуляторные органы.
Читайте также: Чем отличается налоговая система Украины от государств ЕС?
Приход к власти Саакашвили ознаменовался многочисленными кадровыми чистками: с 18 министерств осталось 13 (минус 35% персонала), с 52 государственных служб - 34 (минус 50%).
Уменьшение количества лишних ртов, которых надо было кормить, позволило постепенно перейти к осуществлению заветной мечты любого украинского предпринимателя: тотальному снижению налогов.
Из более 20 налогов, которые существовали до 2005 года, осталось семь:
1) налог на доходы,
2) НДС,
3) социальный налог,
4) налог на прибыль предприятий,
5) акцизы,
- и два местных:
6) имущественный налог,
7) налог на игорный бизнес.
Именно из этих двух последних налогов и живет местная власть. Ведь помимо стандартных ставок каждый регион выставляет отдельные фиксированные суммы, которые предпринимателю нужно выложить, чтобы организовать казино или иной азартный бизнес. К примеру, в Тбилиси это $5 млн. в год.
Если сравнить по размерам ВВП с Украиной и вывести соотношение, то это все равно, чтобы в Украине бизнесмена попросили внести $110 млн.
После реформы не стало:
- лицензионных и регистрационных сборов,
- государственных пошлин,
- консульских, тендерных, исполнительных сборов,
- сбора с отсрочки обязательной военной службы,
- за пользование природными ресурсами,
- за очистку жилой территории,
- сбора с разрешения на строительство и перевозки и др.
В Украине, к слову, они - как и много местных налогов и сборов - занимают мизерную часть доходов госбюджета.
Импортных пошлин в Грузии нет - это следствие одностороннего решения, которое призвано максимально открыть рынок для иностранных товаров, а значит - создать условия для достойной конкуренции местной продукции. Квотирования на ввоз импортной продукции тоже нет.
Кроме того, еще в рамках реформирования многолетней давности из почти 1000 до 144 было сокращено количество разнообразных лицензий и разрешений, необходимых для начала бизнеса и внедрены принципы „единого окна” и „молчаливого согласия”, когда отсутствие ответа чиновника на запрос о начале работы дает право начинать деятельность.
До этого шли поэтапно: сначала, в 2006 году, спектр пошлин свели до трех возможных - 12% (для товаров, которые производятся в Грузии), 5% и 0%.
Уже тогда в беспошлинном режиме разрешалось ввозить сырье и оборудование. В 2008-м таможенные тарифы отменены. К слову, условия налогообложения грузинских и импортных товаров, акцизы и НДС - одинаковые, никакого протекционизма.
На беспошлинном режиме потери Грузии, по некоторым оценкам, составили около $15 млн. ежегодно. Однако ежегодное удвоение объемов прямых иностранных инвестиции в страну начиная с 2005 года до начала войны с Россией и мирового экономического кризиса наверное сторицей перекрыло эту нехватку и недобор от ликвидации остальных налогов и сборов.
Это, кстати, позволяет не беспокоиться особенно отрицательным торговым сальдо, которое составляет около $3 млрд.
Читайте также: Европейский Союз продолжит поддерживать реформы в Грузии
В отличие от Украины, где налоговая система - это бремя, от которого убегает весь бизнес, в Грузии это - реальный способ привлечения иностранных инвестиций. Прозрачность и предсказуемость изменений (или неизменные ставки, или снижение) - это лучший инвестиционный климат для зарубежных денег. Более того, не удалось найти никаких признаков наличия проблем с возмещением НДС экспортерам, которые - так же в Украине, как и в Грузии - являются двигателем экономического роста.
Масла в огонь зависти украинского бизнеса должен добавить Акт экономической свободы - изменения в Конституции, их предложил Михаил Саакашвили на улучшение экономической ситуации в стране.
Чего только стоит предложение принимать решение об увеличении налоговой нагрузки по имеющимся налогами или введения новых исключительно на общенациональном референдуме! То есть грузинские власти фактически соглашается с тем, что налоги не будут подняты никогда или для этого нужно будет провести невероятную агитационную кампанию.
Для сравнения, украинская Конституция строго исключает налоги из сферы регулирования” референдумом. Следовательно, имеем непредсказуемые манипуляции со стороны правительства, когда ему нужно насобирать деньги с выплатой налогов наперед, задержкой возмещения, установлением льгот отдельным категориям плательщиков по непрозрачной схеме.
Кроме того, в Акте экономической свободы предусмотрена свобода движения капитала, запрет на увеличение количества лицензий и разрешений, на создание новых регулирующих органов.
К слову, и к этому регуляторная политика в этой стране не отличалась жесткостью: Тбилиси присоединился к системе технических стандартов Организации экономического сотрудничества и развития, чем открыл доступ на свой рынок всем товарам, которые соответствуют сертификационным требованиям Европы, а также ввел вместо обязательного добровольное лицензирование и сертификацию.
Это стимулирует не откупаться от контроллера, который придет с проверкой наличия нужного сертификата (в Украине, например, часто такие документы имеют устаревшие параметры, то есть удостоверяющие совсем не те качества товара, которые на самом деле нужно проверить), а самостоятельно инициировать проверку и подтверждение соответствия европейским стандартам. Ведь если на рынок заходит производитель с уже сертифицированным товаром, то иметь соответствующее удостоверение (и реальное подтверждение качества) - это требование рынка, а не государства.
Пока же инвесторы, выбирая куда вкладывать деньги на развивающихся рынках, отдадут предпочтение, безусловно, грузинам.
Грузинскую налоговую систему исследовал Тимофей ЛАВОЧНИКОВ для Тексты.орг.юа