За динамичностью крупнейшей экономики Европы скрываются слабые места

Крупнейшая экономика ЕС имеет слабые местаПосле многомесячного промедления 5 июня Европейский центральный банк на нескольких фронтах начал наступление против низкой инфляции в еврозоне, которая составляет сейчас всего 0,5% пишет EUROUA.COM.

ЕЦБ снизил базовую процентную ставку с и так небольших 0,25% до 0,15%. Что важнее, он стал первым крупным центробанком, который ввел отрицательную ставку по депозитам для коммерческих банков, уменьшив ее с 0 до -0,1%, т.е. фактически теперь за хранение депозитов в ЕЦБ придется платить самим банкам. Кроме того, он объявил о новых мерах содействия бизнесу на периферии еврозоны, которому катастрофически не хватает кредитов, в способ обеспечения дешевого длительного финансирования банков-кредиторов таких фирм. Это стимулирование стало бы необходимым для поддержки масштабного экономического восстановления, что меньше зависело бы от ФРГ, пишет The Economist.

Резвый рост немецкой экономики на 0,8%, или 3,3% в годовом пересчете, о котором в Берлине свидетельствуют краны возвышающиеся над строительными площадками, и дорожные работы внизу на улицах, что уберегло экономику еврозоны от падения в первом квартале 2014-го. Хотя этот темп, очевидно, замедлится рост экономики Германии ожидается примерно на уровне 2% в год как в 2014-м, так и в 2015-м, поэтому Германия, забавляясь обгонит остальных членов еврозоны, как она это делает с начала еврокризиса в 2010 году.

Читайте также: Румыны будут кормить немецких пенсионеров?

В Германии профицит текущего счета платежного баланса с 2006 года держится в среднем на уровне 7% ВВП, а в 2013-м достиг нового пика - 7,5%. Поэтому еще большее удивление вызывает способность Германии содержать такой значительный профицит, пока остальную часть еврозоны, которая является главным рынком немецкого экспорта, очень лихорадит: профицит внешней торговли ФРГ со странами евроклуба упал с 4,5% ВВП в 2007 году до 2,1% в 2013-м. Но ее экспортеры сумели приспособиться, воспользовавшись безумных аппетитом стран, на качественную технику и транспортную продукцию, которыми славятся немецкие производители.

Оживленный рынок труда в Германии, поддержанный далеко идущими реформами, - еще одно свидетельство неплохой ситуации. В прошлом году занятость достигла почти 42 млн, увеличившись за последнее десятилетие на 3 млн и продемонстрировав максимум от времен воссоединения в 1990-м. Безработица уменьшилась c 11,4% рабочей силы (показатель девятилетней давности) до нынешних 5,2% - самого низкого показателя за историю объединенной Германии и второго снизу среди 28 государств-членов ЕС.

Читайте также: Дефицит рабочей силы в Германии вызывает миллиардные убытки

Резкий рост количества рабочих мест помог получить стабильные налоговые поступления в бюджет. Длительный период на удивление малых процентных ставок, отчасти благодаря статусу Германии как безопасной гавани во время кризиса евро, также опустил процент, под который Берлин смог привлекать государственный долг. Эти благоприятные условия вместе с ограничением бюджетных расходов улучшили положение государственных финансов. В 2012-м госбюджет был профицитным, а в прошлом году государственный долг упал ниже 80% ВВП - впервые от 2009-го.

Благодаря этим экономико-финансовым успехам Германия остается мощным бастионом среди неопределенного еврозоны. Но беспокойство вызывает длительный прогноз. Несмотря на демографический бум в Западной Германии с середины 1950-х до середины 1960-х лет, рождаемость не достигала уровня, необходимого для нормального воспроизведения (примерно 2,1) от начала 1970-х годов. Чистой миграции, хоть она сейчас и велика (примерно 400 тыс. человек в год), будет недостаточно для выравнивания демографического разрыва, который уменьшает потенциал роста, создавая препятствия для поставки рабочей силы. Из-за этого критически важным становится увеличение производительности. Впрочем, даже если она заметно улучшится, демографическая нагрузка является настолько большой, что потенциальный темп роста экономики опустится ниже 1% в течение десятилетия, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Повышение темпа роста производительности требует больших инвестиций как в материальный, так и в человеческий капитал. Несмотря на то что немцы гордятся своим солидным положительным сальдо текущего счета, в нем можно видеть и признак слабости, потому что он отражает недостаток внутренних инвестиций на фоне национальных сбережений. Общий объем инвестиций уменьшился с 21,5% ВВП в 2000 году до 17,2% в 2013-м. Государство не только слишком мало вкладывает в новую инфраструктуру, но и недостаточно финансирует ее содержание и ремонт.

Наибольшее снижение инвестиций, впрочем, заметно со стороны бизнеса. По данным берлинского экономического аналитического центра DIW, инвестиции следует поднять на устойчивый уровень, выше теперешнего примерно на 3% ВВП. Президента Союза предпринимателей Германии Маркуса Кербера особенно беспокоит инфраструктура: от электрических сетей к широкополосному интернету.

Читайте также: Ангела Меркель как главный антикризисный менеджер ЕС

Кроме того, в ФРГ наблюдается дефицит как человеческого, так и физического капитала. В Берлине, как и повсюду в Германии, работодатели жалуются на дефицит квалифицированных кадров во многих отраслях. Финансирование образования меньше, чем в других богатых странах, и объяснить его падением рождаемости можно лишь частично. Во время проведенного ОЭСР опроса трудоспособных людей в богатых государствах немцы продемонстрировали несколько лучшие знания в точных науках, но неожиданно низкий уровень грамотности. Меньше чем треть их молодые получает высшее образование. Этот показатель ниже среднего для развитых стран.

Для роста производительности нужен будет более эффективный сектор услуг; сегодня он составляет 69% немецкой экономики. Ему не хватает динамики немецких производителей, несмотря на оптимистичный всплеск интернет-стартапов в Берлине. Реформы для стимулирования конкуренции, особенно в сфере профессиональных услуг, на которые приходится 10% ВВП, помогли бы оживить общую производительность. ОЭСР выступает за целый спектр реформ, таких как упрощение нотариальных процедур во время регистрации коммерческих фирм и отмены регулируемых цен на услуги архитекторов и инженеров-строителей. Столь строгие требования в ЕС можно встретить только в Германии.

Но пока все происходит так хорошо, мало кто чувствует желание проводить новую волну преобразований. Согласно последнему опросу организации Eurobarometer, 84% немцев довольны состоянием экономики в стране. Это самый высокий процент в еврозоне. Сформированное в конце прошлого года коалиционное правительство тоже готово удовлетворить запрос на дивиденды от мучительных предыдущих реформ, как отмечает директор экономического аналитического центра IW Кельн Михаэль Гютер. Яркий пример - недавний отказ от пенсионной реформы, которая кое-кому даст возможность уходить на заслуженный отдых в 63 года вместо 65.

Не стоит недооценивать упругость немецкой экономики. Но ради блага еврозоны и собственного, позволить себе почивать на лаврах Германия не может.

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки