Как Дональд Трамп нарушает нормы своей партии и США

В шторме, который обрушился на избирательную кампанию Дональда Трампа 7 октября, больше всего шокировала видеозапись, где кандидат на пост президента от республиканцев хвастается, что он совершал сексуальное насилие, пишет The Economist.

.

Для тех, кто следил за электоральной кампанией, женоненавистничество Трампа и разговоры о привычке щупать женщин не были новостью. Больше беспокоила глубокая неуверенность среди социологов и ученых по поводу того, какой эффект связанный с этим скандал оказал бы на рейтинги Трампа, ведь это свидетельствовало бы о моральном состоянии Америки.

Запись, обнаруженная в архивах развлекательного шоу NBC «Access Hollywood» и обнародованная изданием The Washington Post, позорна. На ней Трамп, разговаривая с Билли Бушем, который вел программу (как выяснилось, племянником Джорджа Буша-старшего), описывает свои попытки переспать с телеведущей: «Я пытался ее трахнуть. Она была замужем... Клеил ее, но не удалось».

Тогда Билли Буш, который на ход нынешних выборов повлиял не меньше своего двоюродного брата Джеба (многие республиканцы надеялись, что номинацию выиграет именно он), указывает на привлекательную журналистку, которая ждет Трампа. «Я лучше пожую tic tac, если вдруг начну ее целовать, — без тени смятения говорит кандидат от республиканцев. — Когда ты звезда, они тебе это позволяют. Тебе можно все что угодно. Хватать их за зад. Все что угодно».

Отмазаться от такого откровения кандидату в президенты сложно. Однако сторонники Трампа могут переварить многое. Когда их лидер назвал мексиканцев насильниками, они это приветствовали. Когда он не отказался поддерживать бывшего великого мага Ку-клукс-клана, они не обратили внимания. Правда, симпатии к нему несколько уменьшились после того, как целую неделю в августе он клеветал горюющий родителей погибшего героя войны; но этот спад оказался временным. То что может изменить «шутка из раздевалки» (так Трамп назвал комментарий со скандальной записи)?

Для верующих — немного чего. Опросы, проведенные после обнародования видео, показывают, что голосов у Трампа уменьшилось незначительно — примерно до 39%. Это свидетельствует, что кандидата республиканцев все-таки планируют поддержать 60 млн соотечественников. На его душераздирающих митингах люди в футболках с надписями Trump that bitch («Взуй эту сучку») и I wish Hillary had married OJ («Лучше бы Хиллари вышла за А. Джея»   (А. Джей Симпсон — американский футболист, телеактер и шоумен. В 1994-1995 годах его судили по обвинениям в убийстве жены и ее бойфренда, но оправдали. В 2007-м спортсмена арестовали, объявив подозрение в многочисленных преступлениях, в частности вооруженном ограблении и похищении людей. В конце концов Симпсона приговорили к 33 годам тюрьмы и сейчас он отбывает наказание) говорят, что им наплевать на любые записи («И пусть там как, — добавляют, — а Билл Клинтон сделал хуже»). И одних только этих сторонников (90% из них белые, а 60% не имеют среднего образования) не так много, чтобы гарантировать Трампу победу в Америке, которая становится более пестрой и более образованной. Или не вся остальная категорий избирателей реагирует отвращением на его политический цирк, в котором записи стали только одной из последних сцен.

Читайте также: Клинтон против Трампа: на старт, внимание - победа?

На время сдачи в печать этой статьи Хиллари Клинтон, согласно последним опросам Real Clear Politics, вырвалась вперед в среднем на пять процентных пунктов. Разрыв между кандидатами вполне может увеличиваться и в дальнейшем: несколько опросов, которые собирали информацию после обнародования записей, показали ее преимущество в 11 пунктов. Кандидат от демократов впереди почти во всех спорных штатах, где Трамп должен был бы выиграть, чтобы гарантировать себе необходимые 270 голосов Коллегии избирателей: Флориде, Пенсильвании и Огайо. Кроме того, Клинтон впереди в Северной Каролине, а также держится на одном с Трампом уровне в Аризоне (на выборах 2012 года здесь взял верх республиканец Митт Ромни). Нейт Сильвер, журналист, который работает с данными и является авторитетным прогнозистом, оценивает шансы Клинтон стать первой женщиной-президентом Америки в 87%.

Так виделось еще до бури в кампании Трампа. Большую часть сентября его рейтинги росли; на конец месяца он был на один-два пункта впереди своей оппонентки. Но его прогресс остановился после неудачной речи на первых теледебатах 26-го числа. Их посмотрели рекордные 84 млн зрителей, а параллельно бывшая победительница конкурса красоты, что когда-то страдавшая булимией, призналась про издевки Трапма по этому поводу. А еще выяснилось, что он почти 20 лет мог уклоняться от уплаты налогов. Поэтому на время появления скандального записи Клинтон опережала его на три пункта, и немало политиков-республиканцев пришли к выводу, что ее сопернику эти гонки не выиграть.

Укрепление мысли о том, что Трамп обречен (она существовала еще до последнего скандала), частично объясняет, почему более 25 федеральных законодателей и губернаторов штатов от республиканцев резко отозвали свои подписи в его поддержку, как только про видеокадры узнала общественность. Произошло это не только потому, что их замучила совесть (как многие утверждали). Дело в том, что многие из них сейчас отчаянно борются за переизбрание в Конгресс и связь с Трампом значительно усложняет их собственные кампании. Сара Биндер из Института Брукингса проанализировала позицию членов Палаты представителей, которые отказались поддержать Трампа: чем больше в их округах в 2012-м голосовали за Барака Обаму, тем выше вероятность, что кандидаты-республиканцы там отозвали свои голоса за Трампа.

Очень слабый и неэффективный Трамп

Сенатор от Аризоны Джон Маккейн, дистанцируясь от Трампа, написал: «Он один несет бремя своего поведения и сам должен переживать последствия». Как бы не так! В праймериз Республиканская партия номинировала Трампа большинством голосов. Почти все ее лидеры, а также Маккейн публично выразили поддержку кандидату, игнорируя многочисленные доказательства того, что это проходимец. Расизм, женоненавистничество и угрозы насилия, которых было полно в его речах, не просто бросались в глаза еще до того, как Трамп завоевал номинацию от их политсилы, — они были для него средством выиграть праймериз. Как объяснить это моральное фиаско?

Ответ на такой вопрос следует искать среди избирателей Республиканской партии. В более традиционной белой Америки сочетание экономических и культурных переживаний вылилось в действительно упаднические настроения. Но последнее можно не учитывать. Впрочем, это также усилило незаурядный шовинизм, без которого трудно объяснить взрывной успех расистской, понятной преимущественно своим риторики Трампа и бурное настроение его белой толпы. Республиканцы-циники и слишком консервативны телеведущие, которые формируют мнение миллионов белых преклонного возраста, зарабатывали деньги на подыгрыше предубеждениям. Продвигая такой себе консерватизм «здравого смысла», что клеймил иммигрантов, либералов и не слишком состоятельные слои населения, и щедро сдабривая его теориями заговоров, они дали этим предубеждением голос. Успех Трампа построен на понимании того, что ни один из республиканских лидеров не взял эту болтовню на вооружение настолько, насколько с ней соглашались миллионы их избирателей, и это создало нишу для безответственного демагога.

Разная ложь Трампа — будто Барак Обама — мусульманин или, скажем, глобальное потепление является хитрой выдумкой Китая (чтобы заставить Америку сокращать производство, а следовательно, чтобы Поднебесной досталось больше рабочих мест) — похожа на то, что его аудитория годами слышала по радио и читала в блогах. Такая же ситуация с оскорблениями из его уст: насмешливые эскапады в адрес журналиста-инвалида фактически символизировали нападение на ненавистные мейнстримные СМИ и культуру политкорректности, которую терпеть не могут его сторонники. Республиканских лидеров потрясла пропасть между ними и значительной частью их избирателей, которых проявила эта кампания.

Из общей бесхребетности были исключения. Сенатор от Небраски Бен Сасс рано занял решительную позицию против Трампа. Губернатор Огайо Джон Кейсик отказался от участия в номинации последнего на съезде республиканцев, хотя действо происходило в его штате. Открыто критиковали его уже почти пенсионеры Митт Ромни и Джеб Буш. Но, поскольку поезд Трампа катился и дальше, большинство лидеров политсилы пожали плечами, найдя предполагаемое партийно-ангажированное оправдание: Клинтон хуже.

Более недавние акты дистанцирования от Трампа поражает то, что избранные республиканцы преимущественно все-таки не слезают с совместного с ним поезда. Частично это благодаря самому кандидату: он несколько успокоил их удачным выступлением на вторых теледебатах, которые состоялись 9 октября в Сент-Луисе, Миссури.

Выступление это было позорным. Незадолго до дебатов Трамп провел пресс-конференцию вместе с тремя женщинами, которые утверждали, будто стали жертвами насилия Билла Клинтона. Продолжая атаку на Хиллари, он пытался отвлечь внимание от вопросов про своих скандальные записи: сказал Клинтон, что, если бы его избрали президентом, он бросил бы ее «в тюрьму» за то, что на посту госсекретаря США пользовалась электронной почтой на личном сервере.

Последователи Дональда Трампа убеждены в том, что скандал с электронной почтой — достаточный набор преступлений, за которые Клинтон следует отправить за решетку. Даром что этот вопрос изучали независимые контроллеры Госдепартамента и ФБР, которые обнародовали в прошлом месяце отчет на 250 страницах. Они настаивают на том, что вина Клинтон только в халатности. Трамп сказал, что назначил бы специального прокурора для расследования этого случая, и приговор того прокурора — он четко дал это понять — не подлежал бы сомнению.

Такой беспрецедентной угрозой он еще сильнее подрывало американскую демократию, а еще это радовало тех однопартийцев, которые не принадлежат к ядра его электората. Ведь агрессивные теории заговоров любят не только завсегдатаи Трампових митингов. Мейнстримные республиканцы не одно десятилетие плетут их вокруг семьи Клинтонов — это также объясняет, почему переварить клевета Трампа им оказалось легче, чем должно бы быть.

Позже отказов республиканцев от поддержки Трампа не было. Более того, 11 октября сенатор от штата Небраска Деб Фишер, которая ранее призвала его снять свою кандидатуру с гонки, сказала, что так или так будет голосовать за него. Большинство республиканцев-конгрессменов боятся, что, отрекшись от Трампа, потеряют своих сторонников, а может, и навсегда расколют партию. А еще опасаются, что это уменьшит явку избирателей их политсилы на выборах, а такое не на руку им в гонке к Конгрессу, что кое-где происходят параллельно с президентскими.

Если бы Клинтон удалось выиграть с приличным отрывом, демократы, вероятно, получили бы и Сенат. Сейчас переизбираются 24 республиканца, а демократам нужно преимущество только в четыре места. Большинство в верхней палате дало бы президенту Хиллари Клинтон возможность сформировать свой кабинет и провести кандидатуры судей. Но реальным успехом, который помог бы ей проталкивать законы, стало бы преимущество демократов в Палате представителей, где переизбираются все 435 мандатов и республиканцы пытаются удержать существенную большинство.

Читайте также: Хиллари Клинтон помогает однопартийцам на на выборы в Конгресс США

Для реализации описанного сценария демократам надо на 30 мандатов больше, чем они имеют сейчас. Задача кажется сложной, ведь специфическая избирательная география оставляет немного конкурентных мест. Но это будет возможно, если Клинтон выиграет с разгромным результатом. Предотвратить эту ситуацию — такой сейчас императив у спикера Палаты представителей республиканца Пола Райана. Он дистанцировался от своего однопартийца Трампа, насколько это возможно, без того, чтобы официально заявить о неподдержке.

В беседе с кандидатами в Конгресс 10 октября Райан объявил, что больше Трампа не будет защищать, и фактически предложил им действовать соответственно. «Вы все должны делать то, что лучше для вас в вашем округе», — якобы сказал он. Это наводит на мысль, что конгрессменам-однопартийцам недвусмысленно разрешено нападать на Трампа.

Последний отреагировал сердито и весьма нервно. В одном из характерных для себя твитов назвал Райана «очень слабым и неэффективным». «Нелояльный — это куда хуже, чем фальшивая Хиллари. Они надвигаются на тебя отовсюду», — написал он.

Чего он надеялся достичь, пытаясь обвалить крышу своей собственной партии? Может, Трамп пришел к выводу, что, сплотив свои злые, полны недоверия войска против последнего врага — своей же политсилы, он обеспечит себе оптимальный шанс проиграть не так позорно. А может, оттачивает собственный имидж для какого-то послевыборного проекта: уже давно ходят слухи, что после гонки он планировал создать консервативную медиа-компанию, ориентированную на «альтернативных правых» — маргинальную группу расистов и адептов теорий заговоров. Или, может, просто свирепствует и, как всегда, не способен держать себя в руках.

Бушевать он, кажется, собирается и в дальнейшем. На днях параллельно с наказанием розгой Райана Трамп сообщил белой толпе в Пенсильвании, что «другие общины» — он имел в виду чернокожих — собираются «украсть» выборы; утверждал, что двухпартийная комиссия по президентским дебатам «сфальшивила» последние; обвинил Министерство юстиции и Клинтон в «сговоре и коррупции наивысшего порядка». Кампания Трампа, кажется, завершится так, как того заслуживает: мерзко, бессмысленно и вредно для Америки. Уже хочется, чтобы следующий месяц скорее закончился.

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки