С 25 октября вступили в силу взаимные запреты на полеты российских и украинских авиакомпаний в аэропорты двух стран, и сразу же свои транспортные услуги предложила компания «Белавиа». В тот же день впервые самолет под белорусским государственным флагом выполнил рейс в Одессу и будет летать на этом маршруте ежедневно.
По разным оценкам, пассажиропоток авиатранспортом между Украиной и Россией составил около 1 миллиона пассажиров ежегодно. С учетом Киева и Одессы белорусский перевозчик планирует перетянуть на себя более четверти пассажиров, которые ранее пользовались прямыми маршрутами. То есть – не менее 250 тысяч человек. Если же подытожить перевозки по маршрутам Москва – Минск и Минск – Киев, то клиентами «Белавиа» могут стать до полумиллиона новых пассажиров.
И это при том, что в перспективных планах «Белавиа» – связать Минск с Харьковом и Запорожьем, что еще увеличит долю пассажиропотока из соседних стран через Беларусь.
Читайте также: Новая война Путина против Украины: коррупция, разборки коррумпированных "проевропейцев"
Заместитель генерального директора белорусского авиамонополиста Игорь Чаргинец не скрывает удовлетворения от новых горизонтов, открывшихся перед государственным перевозчиком: «Очень хорошо, что мы это дело начали. Не сомневаюсь, особенно летом белорусы почувствуют новые удобства, когда будут прилетать в Одессу отдыхать. А теперь основной пассажиропоток – это транзитные пассажиры из Одессы через Минск в различные точки Российской Федерации. К тому же, цены, которые мы предложили, сильно отличаются от тех, которые были для пассажиров до прекращения полетов между Украиной и Россией».
После оккупации Крыма «Белавиа» прекратила полеты в Симферополь и Севастополь и отменила рейс в Одессу – единственный в Украине с выходом к морю. Однако, даже в сезон рассчитывать на загрузку борта исключительно желающими отдохнуть вряд ли приходится: одесское побережье Черного моря выбирают не самые состоятельные белорусы, которые готовы платить не больше 40-50 евро в составе сборных автобусных групп. 200 евро самолетом – удовольствие не из дешевых, тем более, если речь идет, например, о семье из четырех человек.
В конце сентября власти Украины заявили о введении санкций против российских авиакомпаний, которые осуществляли полеты в Крым вопреки требованиям Киева прекратить контакты с анексованой территорией. Этим перевозчикам запретили полеты и в другие украинские города. Условием возобновления деятельности был отказ от полетов в Крым и уплата штрафа. Однако, российская сторона отказалась от такого предложения и заявила о контрмерах, закрыв небо для украинских компаний.
24 октября в Брюсселе состоялись переговоры между авиационным руководством Украины и России. Была надежда, что авиасообщение между двумя странами сохранится. Однако, результата переговоры не принесли результатов и на следующий день все рейсы были отменены.
Читайте также: Порошенко решил потролить Путина подражая ему
Аналитики считают, что двусторонние санкции приведут к неопределенному во времени параличу авиационного сообщения, как уже было между Россией и Грузией в 2008 году. Тогда роль «спасателя» также взял на себя Минск – самолеты в Тбилиси и обратно летали заполненные «под завязку». Судя по всему, в этот раз ситуация повторится: несмотря на возможность путешествия по железной дороге (в отличие от варианта Грузии), перелет с пересадкой в национальном аэропорту «Минск» россиянам и украинцам на выходе обойдется не намного дороже. Единственное, что продлится на несколько часов дольше из-за пересадки.
Под мораторий попали более ста авиарейсов, ибо один только «Аэрофлот» еженедельно 35 раз летал из Москвы в Киев, «Трансаэро» – 22, S7 – 14. Это без учета полетов в Одессу, Львов, Харьков, а также маршрутов других городов России. «Международные авиалинии Украины» летали по 13 раз в неделю из Киева в Москву и Санкт-Петербург, трижды в Калининград и пять раз из Одессы в Москву.
Российские эксперты оценивают недополученный годовой доход в «десятки миллионов долларов», украинские оперируют более точными цифрами – свыше 50 миллионов долларов плюс простой самолетов. Очевидно, что значительная доля тех миллионов теперь может осесть в белорусском бюджете.