Случай с отказом во французской визе юному фанату сборной Украины пролил свет на более сотни других подобных случаев. DW выясняла причины визовых препятствий для украинских гостей "Евро-2016".
От начала июня украинцы следили за перипетиями вокруг юного фана сборной Украины по футболу Владимира Бобенчика. Он и его родители еще в начале мая подали документы на получение визы во французское консульство, чтобы поехать на чемпионат Европы по футболу во Франции. Ответ украинцам обещали предоставить не позднее 17 мая, но он поступил только 31-го и в визе им отказали. В бумажках, что пришли вместе с пустыми загранпаспортами, по словам отца, отмечалось: визовый офицер так и не смог убедиться в том, какова реальная цель поездки. Самое интересное, что дедушке парня, который подал тот же пакет документов, но в другой день, визу дали без всяких проблем.
Попытки подать апелляцию по электронной почте были безуспешными - на письма о судьбе апелляции никто не отвечал. Но случай получил широкую огласку, и уже в прошлый понедельник отец вместе с Владимиром и несколькими десятками активистов, журналистов и других болельщиков, которые столкнулись с аналогичными проблемами, пошли в консульский отдел французского посольства, чтобы принести все необходимые документы лично. По словам Александра Сушко, научного директора Института евроатлантического сотрудничества, случай Бобенчика продемонстрировал: людей с аналогичными проблемами оказалось много.
Читайте также: Франция дискриминирует украинцев в визовом вопросе
Не единичный случай. По словам Сушко, изначально, на этапе подачи визовых заявлений никаких неурядиц не было. Французская сторона, как и анонсировала, открыла дополнительные окна для приема документов от болельщиков. Проблемы начались, когда рассмотрение некоторых заявлений начало затягиваться во времени. При стандартной процедуре рассмотрения в 5-6 рабочих дней часть людей была вынуждена ждать 2-3 недели. Чуть позже начались первые отказы. После того, как история с семьей Бобенчиков получила огласку, болельщики начали писать о своих проблемах в социальных сетях и узнавать об истории друг друга. "Тогда стало понятно, что это массовая проблема", - рассказывает Сушко. По словам эксперта, как минимум сотни людей, которые уже приобрели билеты на матчи, было отказано в получении визы.
Во французском дипломатическом представительстве, впрочем, призвали не преувеличивать масштаб проблемы. Первый секретарь посольства Жюли Фор, общаясь с журналистами, отметила, что почти все, кто подает документы на визу для поездки на "Евро-2016", получит желаемую наклейку в загранпаспорт. Общий процент отказов, по ее словам, составляет около двух процентов, а слова про огромное количество случаев с отказами и задержками Фор назвала неправдой. "Мы стараемся все выдать вовремя", - пояснила дипломатка.
Но даже такой процент отказов Сушко называет высоковатым: "Если говорить, что от Украины поедет около 10 тысяч болельщиков, то речь идет про 200 человек, которые не смогут этого сделать". К тому же, проблема не ограничивается только теми, кто уже знает про отрицательный ответ от консульства. Несколько сотен продолжали ждать ответ, не имея никакой информации о том, каким может быть ответ. То есть эта группа людей потенциально могут стать жертвами так называемого скрытого отказа, когда заявитель получает положительный ответ, но он поступает, когда срок запланированного путешествия уже прошел, говорит Сушко. Таких людей может быть значительно больше, чем два процента, предупреждает эксперт.
Вывод: организационно консульство оказалось неготовым к большому потоку людей из-за нехватки персонала, говорит Сушко. По его словам, проблему можно было бы решить политическим указанием применить к болельщикам облегченную процедуру рассмотрения заявлений. Такая облегченная процедура не является экзотической - в свое время ее использовала Польша во время "Евро-2012" и финала Лиги Европы 2015 года, когда за титул боролся украинский "Днепр". Тогда за очень короткий срок польское консульство выдало визы болельщикам на основании фактически только билетов, а не кипы обычных документов.
Украинскому музыканту Иван Маруничу понадобилось лишь несколько дней, чтобы получить визу на прошлогодний финал Лиги Европы в Варшаве. Купить билет он смог только в пятницу вечером, а подал документы уже утром в субботу - специально для болельщиков польское консульство сделало тогда этот день рабочим. "Я спокойно подал минимальное количество документов и уже во вторник после обеда забрал паспорт с визой", - говорит Марунич. Так же быстро год назад визу на финал Лиги Европы получил и Владимир Бобенчик. Впрочем, такая оперативность стала возможной благодаря политической воле со стороны поляков. "А здесь такого указания не было", - объясняет Сушко, кивая головой в сторону французского посольства.
Дополнительный аргумент для "безвизового режима"
Несмотря на все проволочки семье Бобенчиков таки удалось поехать на чемпионат во Францию. Это стало возможным благодаря медийной огласки и поддержке активистов, которые привлекли внимание к ситуации юного болельщика. Поздно вечером в минувшую среду, буквально за два дня после акции поддержки и представления дополнительных документов, французский консул с непривычной для консульства оперативностью таки одобрил предоставление вожделенной визы.
Впрочем, один из организаторов акции в поддержку Владимира, главный редактор украинского онлайн-издания "Европейская правда" Сергей Сидоренко считает неправильным, когда ради решения визовой проблемы одного человека оказывается необходимым привлекать внимание СМИ и проводить акции протеста. И если история Бобенчика имела положительный конец, говорить о системном решении проблемы пока рано. Но Сидоренко уверен - этот случай должен стать дополнительным аргументом в пользу введения безвизового режима между ЕС и Украиной. Мол, на аргумент, что путешественники, которые соответствуют визовым требованиям, мол, все равно получают разрешение на въезд, можно будет ответить примерами гостей "Евро-2016".