Поддержка популизма в Украине вызывает оптимизм у националистов

поддержка Популистов и рост национализма в УкраинеСегодня всем понятно, что евроинтеграция – не дефиле по красной дорожке, а тернистый путь испытаний. Причем сдерживания российской агрессии и потребность коренного реформирования государства – это еще не все трудности на нашем пути. По мере сближения с ЕС Украина будет сталкиваться с новыми вызовами. Среди них – формирование внутренней оппозиции, которая будет саботировать евроинтеграцию. Если раньше главными противниками были пророссийские партии, то теперь флаг евроскептицизма переходит в руки украинских националистов, пишет издание Захид.нет.

Старая песня

Активное участие украинских националистов в Евромайдане было результатом ситуативного объединения антирежимных сил. Либеральная публика верила, что устранение Януковича откроет Украине путь в ЕС, а националисты тем временем делали свою революцию – конечно же, национальную. Если первые поднимали на флаг европейские ценности, то последние руководствовались сугубо националистической программой: устранить пророссийский режим, возглавить восставший народ и строить Великую Украину.

Только Майдан закончился, консенсус между либералами и националистами начал разваливаться. Нарастающий конфликт заморозило российское вторжение в Донбасс, когда главным врагом националистов стал Путин, а претензии к новой власти отошли на второй план. Впрочем, более-менее стабильное затишье на фронте побуждает националистов вспомнить свои партийные программы и снова штурмовать политический Олимп. Здесь мы и встречаем наших давних знакомых – евроскептиков, готовых выступить против евроинтеграции.

Читайте также: Нужен ли Украине Договор об ассоциации с ЕС?

Так, в программе ВО «Свобода» говорится про «европейский украиноцентризм», то есть возрождение ГУАМ (партнерства с Грузией, Азербайджаном и Молдавией) и развитие Балто-Черноморского союза. О евроинтеграции – ни слова. Здесь стоит упомянуть и давний политический роман «Свободы» с французским «Национальным фронтом» и участие в Альянсе европейских национальных движений. С западными евроскептиками «Свобода» разругалась лишь тогда, когда они единогласно поддержали аннексию Крыма.

Руководители «Правого сектора» высказываются еще более откровенно. «Украина не должна вступать в Евросоюз», – читаем в программе партии. По мнению идеологов «ПС» , «органическое пространство роста» – это Средне-Восточная Европа от Финляндии и Эстонии до Азербайджана и Албании. Против вступления Украины в ЕС неоднократно высказывался и Дмитрий Ярош, который сейчас строит самостоятельную политическую карьеру. По его мнению, членство в ЕС ограничит суверенитет Украины и приведет к навязыванию неприемлемых ценностей.

Скептическое или даже откровенно негативное отношение к ЕС демонстрируют также другие националистические группировки. Общим местом для них является неприятие либеральных ценностей и нежелание «сдавать» национальный суверенитет надгосударственным структурам. В качестве альтернатив националисты предлагают создавать собственные геополитические проекты, в которых Украина получит статус страны-лидера. Впрочем, гораздо больше внимания идеологи националистов уделяют критике «загнивающего Евросоюза», что страдает от «толерастии».

Разведка боем

С такой перспективы становится понятно, что антимигрантский бунт в Яготине, марш против «произвола чужаков» в Ивано-Франковске, разгон ЛГБТ-фестиваля во Львове и некоторые другие меры – это попытки националистов найти для себя новую политическую нишу и аудиторию. Во всех случаях националисты используют узнаваемую риторику западных евроскептиков. Например, на сайте группировки, взявшей на себя ответственность за разгон ЛГБТ, можно найти немало материалов о «конце Евросоюза», «гомоинтеграцию» и тому подобное.

Все это мы уже слышали из уст сторонников Таможенного союза, которые пугали украинцев «евросодомом» и пророчили заката Европы. Однако ныне пророссийский лагерь разгромлен и дискредитирован. А вот евроскептицизм в патриотической обертке может найти немало сторонников. Начнем с того, что позитивные ожидания относительно последствий евроинтеграции имеют лишь 50% украинцев – именно такие данные обнародовали социологи в ноябре 2015-го. Негативные ожидания относительно евроинтеграции имеют 26% украинцев, а еще 24% пока не определились.

В такой ситуации распространение евроскептицизма – вопрос политического мастерства, пример которой мы недавно видели в Ивано-Франковске и Яготине. В первом случае инцидент с участием двух иностранных студентов, которые якобы изнасиловали местную девушку, стал поводом для массовой акции праворадикалов. «Мы сейчас на грани того, что происходит с Европой. Если мы не будем на это отвечать, нас ждет участь европейских государств», – подытожил один из активистов.

Аналогичный прием националисты использовали в Яготине. Благодаря им открытие временного приюта для беженцев на 200 человек превратилось в скандал, а местные жители перепугались, что в угоду Европе их город превратят в исламское гетто. Ну а скандал во Львове стал для евроскептиков настоящим подарком, поскольку позволил напомнить обывателям, что вместе с безвизовым режимом мы получим «евросодом» и «легализацию извращений».

Сила разочарования

Запугать украинцев сирийскими беженцами и гомосексуалистами не так просто – большинство населения этими вопросами вообще не занимается. Однако под рукой у националистов есть гораздо более ценный ресурс – разочарование украинцев прозападным вектором внешней политики. Углубление экономического кризиса и массовое обнищание населения подпитывают евроскептические настроения сильнее, чем все мигранты и гомосексуалисты, вместе взятые.

Кроме того, определенные иллюзии относительно членства в ЕС просто обречены на крах. Так, сегодня большинство еврооптимистов ожидают от евроинтеграции открытых границ, повышение уровня жизни и свободного доступа к обучению и работе в странах ЕС. Однако нет никаких гарантий, что эти фантазии станут реальностью вообще, а тем более – в ожидаемый срок. В лучшем случае это вопрос 5-10 лет, ну а «европейских зарплат» нам никто не обещает вообще.

Когда общество накроет волна разочарования в собственных иллюзиях, для националистов-евроскептиков наступит звездный час. Апеллируя к недовольным слоям, они получат шанс войти в большую политику, в которую не смогли попасть после Евромайдана. Учитывая катастрофически низкие рейтинги нынешней власти и любовь украинцев к популизму, националисты смотрят в будущее с оптимизмом. А какие последствия это будет иметь для Украины – вопрос открытый.

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки