Ситуация с переименованием Кировограда, похоже, зашла в тупик. Любые разговоры на эту тему вызывают бурю эмоций сторонников и противников названия Елисаветград. Те, кто считает, что город должен носить украинское название, не могут сойтись на каком-то одном названии, так же и предложенные ими варианты не могут объединить всех или хотя бы подавляющее большинство горожан.
Похоже, Кировоград еще некоторое время будет оставаться на карте Украины, а если таки и переименуется, то страсти вокруг этого будут кипеть не один месяц, а то и год, пишет Светлана Орел для Тыждень.
Очевидно, царский указ о предоставлении городу вокруг сооруженной крепости названия Елисаветград, с расстояния времени, смело можно назвать одним из самых удачных пропагандистских и пиарных ходов Российской империи.
Крепость в веночке...
Трудно представить, что те, кто глубже интересуется этим вопросом, до сих пор верят, будто город назван в честь святой Елизаветы. Власть есть власть, а тем более тогдашняя имперско-царская, у нее всегда свои интересы, а всякие святые для нее – просто ширма. Почему же тогда часть кировоградцев, тем более образованных, влиятельных, буквально судорожно ухватились за название Елизаветград? Этой завесой прикрывается другое: глубоко укоренившийся комплекс малороссийства, который прекрасно анатомировал в своем одноименном политологическом труде наш земляк Евгений Маланюк, смешанный со стереотипом, что это – первоназвание, от которого отходить нельзя. Часть интеллигенции связывает это название с прошлыми культурными достижениями города, которые вроде бы с появлением нового, названия то исчезнут, или не будут должным образом почитаемы.
Тем же, кто не задумывался над подобными вещами, очень легко было накинуть тезис про святое (кто же сегодня против Бога?) и о том, что наши предки же жили именно в Елисаветграде! Такие аргументы – откровенная манипуляция, но часто именно она и срабатывает. Ею не побрезговала (а еще и усилила откровенной ложью!) группа почетных граждан города, которые подписали открытку, отпечатанную массовым тиражом на заказ до сих пор неизвестной «Кировоградской областной общественной организации Воля» (так указано в выходных данных).
Читайте также: Борьба с коммунизмом в Украине превращается в фарс
Авторы расписались в том, что город из своих 261 года «почти 200 носил первоназвание – имя святой праведной Елизаветы...», хотя элементарные даты свидетельствуют – это длилось чуть менее полутора века. Довольно цинично они используют именно украинскую составляющую прошлого города, отмечая на десятках прославленных имен и достижений (в том числе и появление украинского профессионального драматического театра), будто они – суть Елизаветград, который теперь непременно следует вернуть. Как справедливо заметил председатель областной организации ВУТ «Просвита» Александр Ратушняк, совмещать эти явления, то же, что благодарить Сталина за украинское возрождение начала ХХ века. Эту открытку стоит сохранить как образец манипуляции и кощунства.
После эпохи Советского Союза, когда вся история как бы начиналась с 1917 года (по крайней мере так трактовалось во многих музеях и во множестве пропагандистских изданий), перед глазами историков раскрылась привлекательная и загадочная страница прошлого нашего города – Елисаветград. Это было действительно интересно и увлекательно – открывать для себя совсем недавнее, но до тех пор закрытое и неизвестное прошлое. Много кто вошел в эту реку увлечения и до сих пор не может из нее выйти. Осмысление украинского прошлого края был перекрыт этим течением.
Хотя раздавались голоса о необходимости научных собраний, чтобы специалисты, анализируя прошлое, отсеяли шелуху имперскости и помогли обществу вылущить зерно национальной солидарности и прогресса. Но власть, конечно, пока ей не дали прямое указание, не прилагала к этому усилий, а у общественности не хватало на это энергии и ресурсов. Такая конференция – «Процессы переименования в топонимике как ценностный выбор украинского общества» - состоялась только в начале прошлого лета. Она была достаточно представительная (ученые из Киева, Одессы, Запорожья, Днепропетровска, Тернополя, Нежина, Артемоска, среди них и достаточно известные: Владимир Вятрович, Тарас Чухлиб, Владимир Панченко, Владимир Петрук, Анатолий Пивовар) и авторитетные (инициировали ее та же «Просвита» совместно с общественной организацией «Общее действие» под эгидой Украинского института национальной памяти, Института украинской археографии и источниковедения имени Михаил Грушевского НАН Украины, Кировоградского государственного педагогического университета имени Владимира Винниченко и Кировоградского городского совета) и имела большую огласку и резонанс.
Но! Проходила она уже тогда, когда атмосфера противостояния между сторонниками старого и нового названия была не то что горячая, а кипела, поэтому взвешивать научные аргументы противоборствующие стороны не могли. К тому же конференция подняла и акцентировала следующий после царского, пласт истории края, казачества. Доклад кандидата исторических наук Владимира Петрука, который единственный предложил публике заглянуть в более глубокий слой прошлого - времена скифов-пахарей, когда наши степи были ареной мировой истории. Исследователи постфактум вспоминают и те времена, когда здесь жили племена уличей, где тоже можно искать объединяющий фактор. И чтобы хотя бы подробно обсудить эти пласты прошлого надо было бы провести не одну научную конференцию. На это уже не было ни времени, ни сил. А на то, чтобы донести приемлемые объединительные варианты до массового сознания жителей края – и подавно.
Но, была донесена эмблема крепости святой Елизаветы, обрамленная украинским веночком и сине-желтой ленточкой, что изобиловала на упомянутых листовках, билбордах и ситилайтах. По сути это сочетание абсурдное, потому что именно из-под стен крепости пошли царские войска уничтожили Запорожскую Сечь (только после этого появился указ о название города – Елизаветград!), но часть кировоградцев заглотнула эту наживку.
Общественные слушания, которые состоялись еще в августе, не пришли к какому-то одному названию города, поэтому в протоколе было зафиксировано семь – Елисаветград, Ингульськ, Златополь, Кропивницкий, Казацкий, Благомир, Эксампей. Городская рада намеревалась провести референдум параллельно с выборами в местные советы. Но ЦИК запретила это делать (да и Закона соответствующего нет), поэтому был проведен опрос. Комиссии формировались неизвестно как и располагались буквально на улице, под избирательными участками, ящики непрозрачные, списки отсутствуют, поэтому голосовать можно было сколько угодно раз.
В таком опросе приняли участие чуть более половины тех, кто пришел 25 октября на избирательные участки – около 46 тысяч горожан (где-то четверть от общего числа избирателей). Из них 35 с хвостиком тысяч проголосовали за Елисаветград, пять - за Ингульск, три – за Златополь, остальные названия набрали меньше. Эти цифры в основном трактуются так, что за имперское название в Кировограде проголосовало почти 77 процентов населения! Известный журналист и антипутинец Матвей Гонопольский искренне удивляется – что тут еще решать?! Все ясно! Но ведь 35 тысяч – это лишь 18,2 процента от общего числа избирателей города и свидетельствует эта цифра только о том, что большинство горожан просто проигнорировали этот опрос, очевидно, или не имея приемлемого варианта, или считая, что переименование не актуально.
«Декоммунизация – это неизбежно дерусификация!»
На этом подчеркнул, выступая на упомянутой научной конференции, доктор филологических наук Владимир Панченко. Ведь последнее столетие эти явления были тесно связаны. Соловки – это продолжение Манифеста Коммунистической партии, декоммунизация предусматривает возвращение человеку чувства собственника, изменение системы отношений государства и человека, отход от унификации, возвращение национальной памяти, Кировоград и Елисаветград – это одно и то же, так же коммунизм – просто одна из форм Российской империи.
К сожалению, эти мысли до сих пор не достаточно акцентированы в общественном сознании. Что говорить про ее массовые проявления, когда даже народные депутаты, лидеры национально-патриотических общественных организаций не проявляют должной дальновидности. Еще несколько лет назад местный краевед Юрий Мативос обращался к тогдашнему народному депутату Юрии Гнаткевичу, который разослал на места методические рекомендации по переименованию улиц, с предложением подготовить соответствующий законопроект именно с таким, антиимперским, деруссификационным акцентом. Народный избранник, очевидно, не нашел времени ответить, а тем более подготовить документ. Так же не отреагировал на аналогичное обращение краеведа и Владимир Вятрович. Понятное дело, такие голоса раздавались не только из нашего города, но именно на нем в клинче сошлись эти две тенденции, которые должны гармонично дополнять и усиливать друг друга.
Сессия городского совета не поддержали решение о направлении в Верховную Раду результатов опроса, как рекомендацию относительно изменения названия города. Большинством голосов было решено направить в парламент протокол общественных слушаний, где зафиксировано несколько предлагаемых названий. Но и действующие народные депутаты от нашего города разделились в своем отношении к гипотетическому названию. Врач Константин Ярынич отстаивает имперский или «святой» вариант, предприниматель Александр Горбунов считает, что Кировоград должен получить новое украинское название. Он недавно, после консультаций с активистами-единомышленниками, подал в Верховную Раду проект Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О географических названиях» по установлению географических названий». За этой заковиристой словесной конструкцией стоит запрет присваивать географическим объектам названия, являющиеся именами или псевдонимами деятелей Российской империи или Московского царства. Проект внесен в повестку дня сессии ВР, но Константин Ярынич тут же отозвался в Фейсбуке – кто же будет определять, название производное от такого имени, да и сам подход, мол, дискуссионный, ибо много тех деятелей сделали для нас немало хорошего...
То, что эта тема приводит только к горячим дискуссиям показали и общественные слушания о переименовании области, которые состоялись недавно. Опять те же аргументы, те же ораторы. Удивили военные: командир легендарного Кировоградского го полка спецназначения Виталий Пикулин на одном из видеороликов, размещенных в интернете утверждает: «Мы брали в плен российских солдат. Они были уверены, что никакой Украины не существует, а есть Новороссия. Итак, выбирать вам, а защищать нам.» Вместе с тем он поддержал кандидата на главу города, который публично выступает за возвращение названия Елисаветград. Часть его коллег – тоже за это, другие и слышать не хотят об имперском название.
Это дело давно перестало быть местным, она касается всей Украины. Юрий Щербак от имени и по поручению инициативной группы «Первое декабря» выступил с обращением к руководству государства и парламента в связи с угрозами, связанными с ситуацией с переименованием Кировограда.
Теперь эту дилемму придется решать Верховной Раде. Заместитель ее председателя Андрей Парубий на пресс-конференции, посвященной декоммунизации, заверил, что дело это обязательно доведут до конца. Он отметил: «Трудно смотреть на мир украинскими глазами, живя в городе Кировограде, на улице Ленина».
Как бы там не было, а части жителей города еще долго придется учиться смотреть на мир украинскими глазами.