Американцы украинского происхождения хотят добиться, чтобы тему украинского Голодомора-Геноцида, устроенного властями Москвы, включили в образовательные программы школ в США.
87-летние Петр и Ольга Матули были маленькими детьми, когда в Украине свирепствовал страшный голод 1932-1933 годов. Они хорошо помнят те времена. Мать госпожи Ольги во время Голодомора преподавала в Киеве. Вспоминала, как много голодных и бездомных детей можно было увидеть на улицах города. Все они бежали из голодных деревень в поисках спасения. Дом для детей-сирот стоял рядом с их домом на улице Смирнова-Ласточкина в Киеве. Мать госпожи Ольги на всю жизнь запомнила, как милиция привозила в приют детей и вывозила, оттуда же, их мертвые тельца, пишет Голос Америки со слов очевидцев.
«И она еще так драматично в своем воспоминании говорит: вижу пару мертвых детей забрали, а прошла несколько домов, и на улице Артема, на той Львовской, громкоговоритель говорит о счастливой жизни детей в Советском Союзе», – вспоминает Ольга Матула.
Впоследствии уже в Америке мать госпожи Ольги давала показания специальному комитету Конгресса США, что по требованию украинской общины собирал информацию о Голодоморе. Сама же Ольга согласилась добровольно расшифровывать показания очевидцев Голодомора из записей.
«Все рассказы правдивы, что я слышала, – вспоминает она. – Они просто не давали мне спать некоторое время. Но я решила, что буду таки помогать, потому что это было важно. Это был период, когда в Советском Союзе никто не мог рта открыть, 1986 год. До «перестройки» никто не мог вспоминать Голод».
Петр Матула показывает на фотографии себя двухлетнего с родителями. Фотография была сделана всего за несколько лет до Голодомора, который для маленького Петра навсегда остался в воспоминаниях цветом акации. Малым он рвал эти цветы, а мама высушивали их и перетирала в муку для хлеба. Мужчина вспоминает: как теми цветами его мама пыталась помочь уже почерневшую от голода кузину.
«Мама стучала в дверь – никто не отвечал. Какая-то тень прошла, в окно было видно, но двери не открыли. Мама положила тогда те цветы на пороге и сама собралась возвращаться домой. А соседка, пожилая женщина, которая также не могла ходить из-за голода, говорит: «Деточка, не ходи туда, там умер трехлетний ребенок и мама ее варит», – Петр Матула замолкает, слезы выступают в его глазах.
Немного успокоившись мужчина говорит: «Мы, украинцы, такого не заслужили». Он убежден: украинская община в США сделала очень много для того, чтобы добиться расследования Голодомора Конгрессовым комитетом во главе с Джоном Мейсом и чтобы воспоминания о тех страшных временах не были забытыми. Именно поэтому день открытия Мемориала жертвам Голодомора-Геноцида в Вашингтоне стал для него с женой особенным.
На открытие мемориала в столице США украинцы ехали не только из разных американских штатов, а также из Канады и самой Украины. Совсем старенькие и молодые не испугались дождя. «Это наша ответственность как украинцев, чтобы наши будущие поколения знали, что это было. И мир тоже знал, что это было», – говорит Наталья Мороз, которая привезла на открытие мемориала своего пятимесячного сына. Певец и композитор Виктор Морозов, ныне живущий в Вашингтоне, который также пришел на открытие мемориала добавляет: «Событие имеет огромное значение, потому что это своеобразное признание миром Геноцида».
Идея создать мемориал в виде пшеничного поля, который победил на конкурсе, объявленном украинским правительством в 2011 году, принадлежала архитекторке Ларисе Курилас. Однако проект долго не двигался из-за нехватки денег, пока их не выделил опальный ныне олигарх Дмитрий Фирташ. Курилас вспоминает: когда финансовые трудности были преодолены, нашлись новые. Пшеница, которую искали, чтобы создать правдивое бронзовое поле, в США от Техаса до северных штатов уже была собрана.
«Вся пшеница была собрана. Мне пришлось ехать аж в Канаду за пшеницей. Но дальше возникла другая проблема: сканирование тех колосков. Это была огромная работа и мы даже представить себе не могли, сколько для их изображения понадобится места на компьютере», – говорит архитектор мемориала Лариса Курилас.
Несколько суток мастера перебирали колоски, вручную сортировали и сканировали их. Дальше месяцы ушли на то, чтобы для каждого колоска вылить отдельную форму, а впоследствии – и сам чотирёхтонный мемориал. С литейной в Пенсильвании в Вашингтон памятник привезли еще в мае этого года. Официально его открыли 7 ноября. Создатели мемориала верят – это еще один шаг к тому, чтобы американское общество больше узнало про страшный украинский голод. Но Петр и Ольга Матули уверяют: на этом нельзя останавливаться. Надо добиваться, чтобы про украинский Голодомор-Геноцид американцы начали говорить и читать также во всех общеобразовательных школах.