Украина: пора взяться за ум

Евромайдан в УкраинеБез людей, которых в современной Украине, как раньше в СССР, считают бесполезными элементами, невозможно построить настоящее гражданское общество, пишет для НВ Роберт ван Борен, голландский советолог, правозащитник, генеральный секретарь международной организации Глобальная инициатива в психиатрии, преподаватель университетов Грузии, Литвы и Украины.

Нет здоровья без психического здоровья — один из моих любимых слоганов. Он был разработан Всемирной организацией здравоохранения еще 15 лет назад, и его суть в том, что психическое здоровье — неотъемлемый элемент системы здравоохранения. Более того, любой ее аспект так или иначе связан с психическим здоровьем.

Я бы пошел дальше: создание гражданского общества возможно лишь в тех странах, где люди с психическими проблемами воспринимаются как равные, их потребности удовлетворяются. А главное — их не считают неполноценными. Общество, забывающее об этом, обречено на постепенную деградацию.

Впервые я приехал в Украину 25 лет назад — друг убедил меня, что здесь гораздо больше перспектив, чем в Москве, куда в то время стекались толпы иностранцев, считавших распадающийся СССР землей неограниченных возможностей.

Читайте также: Время для проведения реформ в Украине заканчивается?

Я сразу же сосредоточился на психиатрии. И уже в один из первых своих приездов, летом 1991 года, побывал в аду: посетил отделение киевской больницы имени Павлова. Директор больницы был в отпуске, и персонал решился показать мне, что происходит за закрытыми дверями. Это зрелище я не забуду никогда: 60-70 одетых в лохмотья пациентов, запертых в подвалах. Все это сопровождалось невыносимой вонью из-за неработающих туалетов. Никогда прежде не видел ничего подобного. Отделение я покидал в состоянии шока. И до сих пор помню тот кошмарный запах.

25 лет я боролся за новое, более человечное лечение психических больных в Украине. Страна стала для меня родной, здесь я нашел множество настоящих друзей, и только одно не изменилось за эти годы — украинская психиатрия. Конечно, все не настолько плачевно, как в начале 90-х, когда трем-четырем медсестрам приходилось заботиться сразу о 300 прикованных к постели пациентах, закрытых в каменных гробах, откуда они могли выйти разве что вперед ногами. Но система сама по себе не изменилась: она по-прежнему остается бюрократизированной и бесчеловечной, имея мало общего с нормальным психиатрическим лечением.

Затем случился Майдан, уникальное событие: вся страна объединилась против коррумпированной власти и послала ее к черту — в данном случае, в Россию. Невероятное ощущение, возникшее при виде того, как первое постсоветское поколение избавилось от советского прошлого и встало на путь преобразования страны, окрылило меня — и дало надежду, что наконец получится изменить и украинскую психиатрию.

Я поверил, что мы сможем избавиться от идиотизма советской психиатрии, некомпетентности украинской номенклатуры, полнейшего неуважения к правам психически нездоровых людей и их семьям.

Читайте также: Реформиада: достижения и провалы правительства за год реформ

Да, я оптимист, но в то же время стараюсь реально смотреть на вещи. 38 лет работы в СССР, а затем в странах посткоммунистического лагеря достаточно, чтобы любого сделать реалистом и научить отличать фантазии от действительности. Но я на самом деле думал, что шанс на изменения есть.

Увы, сейчас, когда со времен Майдана прошло больше года, вынужден признать, что старые схемы и методы оказались устойчивее, чем мокрота при муковисцидозе, которая лишает пациента возможности дышать и приводит к мучительной смерти от удушения. Почему-то я не вижу в украинцах желания решительно и окончательно порвать с прошлым. И речь идет не о специалистах-психиатрах, а чиновниках, их политической воле — вплоть до Кабмина и президента Порошенко. Они почему-то не осознают, что выделять на питание пациентов Павловки 10 евроцентов в день — уголовное преступление, которому нужно положить конец. И это лишь один пример.

Правда в том, что люди с психическими отклонениями воспринимаются сейчас как ненужные, бесполезные элементы. Так было в СССР, и в Украине этот подход не изменился даже после обретения ею независимости. Поэтому мысль о том, что общество должно вкладывать в человечные и этичные медицинские услуги, кажется украинцам излишеством и странностью. Но психическое здоровье — это зеркало общества.

Страна, которая не в состоянии проявить человечность по отношению к своим гражданам, не может называться цивилизованной и демократической и не заслуживает уважения остального мира. Сотни тысяч украинских граждан отчаянно нуждаются в том, чтобы им помогали, принимали, интегрировали в общество, а не запирали в кошмарных психбольницах. У этих людей тоже был свой Майдан. Они тоже надеялись на перемены.

Когда же эти перемены начнутся?

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки