Мировая пресса пишет про смену риторики Путина в рамках прямой линии, участие европейцев боях на Донбассе по обе стороны конфликта, а также про нежелание жителей Харьковской области разрывать дружбу с Россией из-за войны и аннексии территорий.
Путин «запел новую песню» относительно Украины, пишет в блоге на Wall Street Journal Стивен Шестанович, профессор Колумбийского университета и старший исследователь Совета внешних отношений. Из ответов российского президента на телефонные звонки граждан в телепрограмме «Прямая линия» можно сделать определенные выводы о новой политике Кремля в отношении Украины, считает автор.
Так, Путин уже не называет Януковича невинной жертвой неонацистского переворота в Киеве. Теперь он объясняет его изгнания тем, что украинцам «надоела бедность, грабеж и бесстыдство власти». Он также сказал, что Россия уважает независимость и целостность Украины.
Кроме того, говоря о жизни русских меньшинств в других странах, Путин «не пел оды Новороссии», а подчеркнул, что россиянам жить лучше с расширением торговли, экономических связей и сотрудничества.
Читайте также: Мировые СМИ: про экономику Украины, Януковича, громкие убийства и бандитизм боевиков в зоне АТО
Это не означает, что Россия прекратила врать и давить на Украину. Однако теперь «Путин выставляет себя более удовлетворенным статусом-кво, более готовым к сдерживанию новых наступлений сепаратистов, более склонным немного охладить националистическую истерию в России», пишет Шестанович.
«В отношениях с западными правительствами Россия будет гнуть линию практичности. Мол, пора перевернуть страницу и двигаться дальше. В прошлом году Владимир Путин был откровенным нарушителем мира. Зато с нынешней его версии США и их союзникам может оказаться сложнее справиться», - заключает аналитик.
Financial Times пишет, что в Украине воюют около 300 иностранцев с обеих сторон конфликта. Ссылаясь на основательное расследование Кацпера Рекавека, опубликованное Польским институтом международных дел, издание отмечает, что немало боевиков приезжают из европейских стран. Поскольку их мотивация - не только деньги, но и радикальные идеологические взгляды, они могут представлять угрозу европейской безопасности, пишет Рекавек и советует пристально наблюдать за ними.
По его оценкам, больше всего боевиков на российской стороне - из Германии (до 100), Сербии (тоже до 100), Венгрии (до 30) и США (до 25). С украинской стороны больше всего боевиков родом из Беларуси (до 100) и Грузии (до 100), а также из Хорватии (32 или больше).
Относительно мотивации, то сербам «пророссийские сепаратисты кажутся православными братьями-христианами, с которыми их объединяет ненависть к ЕС и США. Тем временем некоторые западноевропейские боевики, которые поддались российской пропаганде о том, что правительство в Киеве полно крайнеправых фанатиков, думают, будто принимают участие в антифашистском крестовом походе», - пишет автор исследования.
Читайте также: Мировая пресса про Украину: списание долгов, влияние гражданского общества и военную помощь Украине
Зато белорусами и грузинами, которые воюют с украинской стороны, руководит ненависть к «агрессивной, империалистической России, которая может однажды отнять независимость их стран. Относительно хорватского контингента, они видят сходство между тем, как сепаратисты на Донбассе пытаются расколоть Украину, и тем, как сербы в Хорватии и Боснии и Герцеговине пытались в 1990-х годах расколоть эти два государства».
А Christian Science Monitor пишет, что в Харькове растет разочарование киевским правительством. Большинство в этом восточноукраинском городе с полуторамиллионным населением, пишет корреспондент Фред Верь, с раздражением воспринимает сооружение «великой украинской стены» вдоль границы с Россией. «Мнение про постоянный и безвозвратный разрыв с Россией не поддерживает почти никто, - утверждает он. - Много людей имеют родственников и друзей в России, местная экономика очень зависима от торговли с Россией, и кое-кто говорит, что идея о разграничении просто не укладывается у них в головах».
И украинские патриоты, и их оппоненты в Харькове не хотят, чтобы война с Донбасса пришла в их город, однако все признают, что Киеву будет очень сложно завоевать сердца харьковчан, в частности из-за экономического кризиса, в котором многие обвиняют правительство, за которое они не голосовали».