Не проходит и дня без сообщений о жертвах среди мирного населения в Донецке, постепенно, как говорят сами местные жители, город превращается в мертвую зону.
В Донецке - каждый день взрывы. Разрушены целые кварталы, и на окраинах, и в центре. Один из таких - микрорайон Гладковка, что неподалеку от стадиона "Донбасс Арена". Там рядом - фактически полностью уничтоженный в результате обстрела Краеведческий музей. Неподалеку - лицей "Эрудит", в котором выбило стекла и двери. В асфальте - воронки от снарядов.
"Неподалеку от нас расположилась база "ДНР". Мы живем под постоянным перекрестным огнем. Отсюда стреляет "ДНР", через несколько минут летит "ответ", - делится своими впечатлениями с DW один из жителей Гладковки. На соседней улице также куча почерневших от огня и дыма многоэтажек. Где раньше кипела жизнь, теперь стоят пустые дома.
Читайте также: Россия вывезла из Украины детали стратегического объекта
Живой щит. "ДНР" взяла нас в заложники и сделала из нас живой щит. Для кого-то война - это заработок, чем дольше воюют, тем он больше. А для нас, мирных граждан, - это кровь и разрушения", - говорит житель Гладковки.
В жилых массивах Донецка, которые подпадают под артобстрелы, люди прячутся в подвалах. Тишина - это интервал между взрывами. Однако никто не знает, где и когда произойдет очередной залп, и куда полетят снаряды. Только после обстрелов социальные сети наполняются отчаянием свидетелей очередного разрушения Донецка.
Сепаратисты, по словам местных жителей, устанавливают боевые установки прямо в жилых кварталах. Потом они открещиваются от обстрелов мирных гродмадян и обвиняют в разрушениях армию Украины. Штаб АТО, в свою очередь, постоянно уверяет, что не ведет обстрелов жилых кварталов тяжелой артиллерию, а лишь точечно уничтожает боевиков.
"Планов на войну у меня не было". 49-летняя дончанка Виктория говорит, что за последние две недели пережила все ужасы войны. Семья, проживающая в окрестностях Донецка с маленькой внучкой, почти неделю находилась в подвале, прячась от постоянных артобстрелов. "Сначала думали, день-два, и все закончится. Когда до нас дошло, что конца и края не видно, ничего не оставалось, как бросить все и бежать".
Читайте также: Прекращение огня - это поражение для всех, кроме Путина - Washington Post
Так эта семья оказались в Седовом, маленьком курортном городке на Азовском побережье, который сейчас переполнен беженцами из Донбасса. "Но вдруг начались взрывы и там, - продолжает женщина. - Мы испугались и бросились в Мариуполь. Ни работы, ни жилья. Что дальше нас ждет - не знаю. Планов на войну у меня не было".
Миллионный город стал пустынным. Большое количество людей уже покинула город. Точных данных, однако, нечего искать. Одни говорят о 200 тысячах беглецов из Донецка, остальные - 800 тысяч. Но определенные выводы, вероятно, можно сделать и из количества окон, в которых появляется свет вечером: одна-две освещенные квартиры на большой девятиэтажный дом.
У людей, что остались в Донецке, всю жизнь теперь - дорога на работу, если предприятие еще работает, и с работы домой. В перерывах между обстрелами люди пытаются забежать еще и за продуктами в тех магазинах, которые не закрылись или не разграблены. Почти все услуги исчезли - от банковских до почтовых. Правда, есть хотя бы какая-то связь с миром - интернет и телефон пока работают.
Но в маленьких городках близ Донецка, где продолжаются ожесточенные бои, - настоящая гуманитарная катастрофа, рассказывают свидетели. Люди сидят в подвалах без света, без газа, без воды.