О чем думают парни, которые стоят в первых рядах против народа на Майдане? Что побуждает их к кровавой жестокости? DW искала ответы на вопросы в откровенных разговорах со служащими.
"В Киеве мы уже больше месяца, - рассказывает в анонимном телефонном интервью один из представителей львовского спецподразделения "Беркут". - Нас перебросили еще когда было затишье". По словам собеседника, в столице стянули более 80 процентов личного состава спецподразделения. Впрочем, львовяне и остальные ребята из западных регионов не стоят на "передовой": "Мы обеспечиваем тыл, это и хорошо, потому что не знаю, как бы мои ребята повели. Нас считают неблагонадежными, психологически нестабильными. На "передовую" выставили Одессу, Запорожье, Днепропетровск".
"У нас такие силы, что, поверьте, можем снести Майдан за час, если будет команда, не задумываясь", - добавил служащий. Он пожаловался, что условия пребывания ужасные, рядовые спецназовцы спят уже месяц на полу в спортзалах. Питание дают, а вот с умыванием - проблема.
Читайте также: Концепция власти: своим - все, врагам - закон
Финансовые вознаграждения. "О чем мы можем думать? Думаем о том, чтобы скорее приехать домой и об обещанных финансовых вознаграждениях. Думаю, мои ребята не били бы бездумно людей, здесь таких и без нас хватает", - говорит собеседник.
В беседе с опытными милиционерами в отставке DW узнала, что "беркутовцы" действительно "вдохновленны" большим материальным поощрением. К их ежемесячной зарплате в 5 тысяч гривен насчитывают почасовое денежное вознаграждение в несколько сот гривен, то же мотивация очень сильная. А еще в день милиции многим работникам "Беркута" раздали досрочные звания, награды и огнестрельное оружие, говорит милиционер в отставке, который также попросил анонимности.
Зомбированные и ограничены в информации. Он убежден, в первых рядах спецназовцев на Майдане стоят люди с "промытыми мозгами", зомбированные, которым перед отправлением постоянно демонстрировали смонтированную ленту об активистах Евромайдана, которые нападают на "Беркут".
"Это семиминутная лента, которая постоянно подавалась с акцентом: мол, видите, что они делают против нашего брата", - добавил собеседник. У ребят маловато информации. Но откуда ее взять, когда телефонов и телевизоров нет, а перед тобой разъяренная толпа, говорит отставной милиционер.
Читайте также: Янукович стремительно превращает Украину в полицейское государство
Безнаказанность породила убийства. Однако определяющим, по его мнению, является то, что ребята чувствуют "плечи" первых лиц государства, своего руководства, которое их заверило, что не предаст, защитит в случае ответственности за чрезмерную жестокость. "Отсюда и такая агрессия. Фактически безнаказанность породила эти убийства 22 января. Они уверены, что их не бросят", - отмечает мужчина в разговоре.
По сравнению с 2004 годом, когда милиция отдельными подразделениями постепенно заявляла о переходе на сторону оппозиции, ситуация кардинально иная, говорит он. И добавляет, что тогда они боялись ответственности, а теперь знают, что "умоют руки".
Матери могут остановить насилие. При сегодняшних обстоятельствах может сработать только личное проявление совести, считает собеседник. А еще материнское влияние, семейные уговоры оставить службу, отказаться от так называемых "зачисток" Майдана. Надо работать с матерями, которые бы убеждали своих сыновей возвращаться, говорит экс-милиционер.
По его словам, особое и непосредственное влияние на служащих спецподразделений имеют их командиры, руководители среднего звена, майоры, подполковники. Именно с ними следует больше разговаривать, вести переговоры о переходе на сторону народа, советует бывший милиционер. По его мнению, это гораздо эффективнее, чем разговоры с любыми генералами, которые слишком заполитизированы.