Украина должна противодействовать агрессии России по стандартам НАТО. Проявления гибридной войны России против Украины продолжаются еще с начала 2000-х годов заявляет заместитель секретаря СНБО.
На российскую гибридную войну, которая действует, как единый механизм, следует ответить созданием украинской «машины» противодействия, но по натовским образцом. В этом убежден Владимир Литвиненко, заместитель секретаря СНБОУ, который представил в НАТО проект Концепции развития сектора безопасности и обороны Украины. Вместе с тем, в противостоянии дезинформационной войне, что является значительной частью гибридной угрозы со стороны России, Украина и НАТО уже ведут сотрудничество. Причем, именно украинский опыт может обогатить натовский.
Учитывая то, что на границах Украины Россия на постоянной основе разворачивает значительные военные силы, следует готовиться к затяжному, долгосрочному противостоянии. Поэтому, нет другого выхода кроме развития своих собственных способностей сопротивления, как в военной обороне, так и в смысле гибридных угроз.
Читайте также: Как работает российская пропаганда - мнение экспертов
Уровень гибридных атак наращивался постепенно в энергетической, дипломатической, политической и информационной сферах, проявление этого мы видели еще в начале 2000-х. «Вооруженные силы, органы безопасности, органы разведки – все следует развивать в соответствии с самыми высокими образцами, а именно натовские стандарты организации Вооруженных сил являются лучшими в мире», – говорит заместитель секретаря СНБОУ Владимир Литвиненко, который сегодня презентовал в НАТО проект Концепции развития сектора безопасности и обороны Украины.
Впервые в истории удалось разработать стратегический документ, который рассматривает сектор безопасности как целостность, а не как набор мало связанных структур, и определяет принципы, задачи, механизмы взаимодействия и направления развития, отмечает Литвиненко, добавляя, что «очень важно, что прописаны реальные направления развития в соответствии со стандартами НАТО, среди которых видное место должен занимать демократический гражданский контроль».
Гибридная война против Украины началась не в 2014 году, а значительно раньше, объясняет Литвиненко. «Два года назад начались собственно боевые действия, а уровень гибридных атак наращивался постепенно в энергетической, дипломатической, политической и информационной сферах, включительно с применением спецслужб – проявления этого мы видели еще в начале 2000-х».
Что нужно для эффективного отпора гибридных угроз?
«Нам нужен целостный сектор безопасности, не нужно, чтобы по одному реагировали Вооруженные силы, потом куда-то пошли другие... Это все нам нужно, как одна система, – объясняет заместитель секретаря СНБО. – И именно это является основной задачей сегодняшней концепции развития сектора безопасности и обороны. Для того, чтобы защититься от той единственной «машины» (гибридной войны), нам надо строить свою, но на других принципах – натовских».
Противодействие гибридным угрозам, в частности, информационной войне уже давно стала частью украинско-натовского сотрудничества. Скажем, дорожная карта по стратегическим коммуникациям, подписанная между НАТО и Украиной в сентябре прошлого года, предусматривает обмен опытом в противостоянии российским фейкам, пропаганде и дезинформации.
Лучший способ в противостоянии дезинформации – это реформирование Украины.
Действующий директор Информационного бюро НАТО в России Роберт Пшель объясняет: «Общая цель российской пропаганды – подорвать единство западных организаций – это НАТО, это ЕС. А более конкретно – это развести в разные стороны США и европейских союзников. Во-вторых, когда речь идет о партнерских страны, так это взорвать их достоверность, демонстрировать, что у них нет никакого шанса развиваться экономически, иметь независимую внешнюю политику до тех пор, пока они не будут союзниками России».
«Мы помогаем государствам-партнерам, таким как Украина, улучшать их способность к сопротивлению, и противостояние этим информационным атакам, – говорит представитель НАТО. – Мы, по их запросам даем консультативную помощь, в том, как укрепить их собственную систему. Но лучший способ поддержать это государство в гибридной войне, – помочь ей реформироваться. Это именно то, чего Россия так не хочет: если они будут успешными, то это подрывает ее риторику, которая утверждает, что это страна-банкрот, и там никогда не достигнут результатов, за исключением, если вернутся к матери-России».
Представитель НАТО также добавляет, что наибольшее беспокойство вызывают последние тенденции, которые свидетельствуют о наличии сигналов в российских масс-медиа, которые рисуют Россию как страну, которая почти в состоянии войны с внешним миром, это в войне экономической, даже военной».
Тем временем, Владимир Литвиненко отмечает, что Украина должна прийти к тому, чтобы не просить безопасность, а ее предоставлять. В частности, делиться своим уникальным опытом в сфере гибридной войны. «Украина не является просителем, а имеет чем делиться. Однако, чтобы быть с партнерами на равных, нам нужно развиваться», – заключает заместитель секретаря СНБО.