Несмотря ни на что экономическая часть Соглашения об ассоциации между Европейским союзом и Украиной будет подписана 27 июня. С российской стороной готовы обсуждать уже экономический путь имплементации подписанного соглашения, а не само подписание.
О подписании Соглашение об ассоциации, безвизовый режим Украины с ЕС и дальнейшую поддержку Украины со стороны ЕС ZAXID.NET поговорил с главой представительства Европейского Союза в Украине Яном Томбинским.
Сегодня в Люксембурге министры иностранных дел ЕС заслушают «Мирный план» Порошенко относительно решения кризиса на востоке нашей страны. Но мы видим, что террористы не прекращают огонь. Как, по вашему мнению, должен действовать президент Украины в случае, если его мирный план не сработает?
Сейчас над этим работают министры иностранных дел Европейского Союза в Люксембурге. Трудно сказать, какие будут выводы обсуждения на самом высоком уровне. Известно, что уже состоялись телефонные переговоры европейских и американских политиков как с российской, так и с украинской стороной для того, чтобы найти какое-то решение, остановить этот негативный сценарий, чтобы в Украине не гибли люди.
Сегодня там будет докладывать господин Климкин (министр иностранных дел Украины, - ред.), он будет говорить о ситуации в Украине. Будет говорить не столько про Мирный план, как о намерениях украинского правительства по вопросам конституционной реформы, децентрализации власти, делегированию полномочий на региональном и местном уровнях, особенно в отношении Донбасса и восточных регионов Украины, и что сделать в этом контексте, чтобы прекратить кровопролитие.
Какими будут дальнейшие шаги Европейского Союза для того, чтобы помочь разрешить украинский кризис?
Дальнейшие действия Европы - это подписание Соглашения об ассоциации с Украиной 27 июня в Брюсселе. После того будет обсуждение имплементации соглашения, возможно и в трехстороннем порядке - с участием Украины, ЕС и России, - ибо таково было желание и сейчас есть политический запрос на обсуждение именно в таком формате. Все, что в этом направлении делает ЕС было открыто, прозрачно, Европейский Союз не имеет никаких секретных условий или планов относительно Соглашения об ассоциации.
Также Европейский Союз планирует организовывать встречи с донорами, которые готовы помочь Украине с реформами, чтобы пройти этот очень сложный период. Мы будем предлагать и экспертную помощь, политическую помощь, и это все каждый день стоит на повестке дня на всех встречах на международном уровне с украинской стороной.
Может ли повлиять российская сторона на процесс подписания экономической части Соглашения об ассоциации с Украиной?
Соглашение об ассоциации с Украиной будет подписано, и это суверенное решение государств ЕС и Украины. С третьей стороной мы готовы обсуждать экономический путь имплементации условий соглашения, а не его подписание. Это вопрос решенный, он обсуждался на протяжении последних 5-6 лет с Украиной. Нельзя сейчас говорить о каких-то условия третьей стороны, тем более не обоснованных цифрами или расчетами, которые могли бы сейчас изменить решение относительно подписания Соглашения об ассоциации с Украиной.
Европейские государства имеют опыт работы в рамках зоны свободной торговли параллельно с разными государствами, не только членами ЕС. Для России, на мой взгляд, тоже важно, насколько украинский рынок будет конкурентоспособным, насколько он будет инвестиционно привлекательным. Потому что конкурентоспособность порождает модернизацию, а модернизация предприятий дает соответствующий продукт потребителям. Сегодня потребитель требователен, он выбирает , что ему покупать, диктует свои условия рынку.
Каковы ваши прогнозы относительно решения газового кризиса между Украиной и Россией?
Это вопрос торговли, рыночных отношений: есть поставщик и потребитель, и они нуждаются друг в друге. До этого времени Украина была вторым крупнейшим потребителем российского газа после Германии. Как производитель, так и поставщик не может выбросить этот факт из схемы своих экономических расчетов. Это многие миллиарды евро или долларов каждый год. Я думаю, нет другого решения, чем как договориться.
Или может Украина «разыграть» карту ГТС в процессе переговоров с Россией относительно газового кризиса?
Я видел проект, который украинское правительство предложило парламенту относительно реформы ГТС. Как использовать газотранспортную систему - это вопрос, так как это собственность украинского государства. У нас нет каких-то проектов, что с этим делать. Мы ждем решения Украины.
Вторая часть этих переговоров - это энергетический пакет. Украина является частью энергетической карты Европы, нужно чтобы украинский энергетический и газовый рынки работали по принципам, которые там записаны. Я не знаю другой страны в ЕС, какой бы энергетическая система или газовый бизнес не давали бы прибыль в бюджет, а еще и генерировали бы дефицит.
Это надо поставить на нормальные экономические принципы. Не может быть страны, в которой не действуют экономические правила. Для чего это, я не понимаю.
Сколько времени понадобится для ратификации Соглашения об ассоциации после его подписания?
Со стороны Европейского союза нет проблем , но я не вижу причин подписывать временное применение Соглашения об ассоциации, которое мы используем, когда есть причины задержки ратификации. Временное применение действует в первые два месяца с того дня, как документы передают на ратификацию в парламент и это очень сжатые сроки.
В вашем случае, вопрос о скорой ратификации - это вопрос к украинским депутатам в Верховную Раду. Только Украине решать, что будет первое - перевыборы в парламент или ратификация Соглашения об ассоциации.
Остаетесь ли Вы оптимистом относительно введения безвизового режима для Украины еще до конца этого года?
Таким были мои мысли. Сейчас мы перешли ко второй фазе введения безвизового режима - административной. Мы должны видеть, как реализуется переход на биометрические паспорта, каким образом Украина будет заниматься защитой персональных данных. Мы должны знать, что украинской стороной будет соблюдать все эти процедуры. И опять же, все зависит от вашего правительства. Мы готовы к завершению этого процесса.
В чем причины задержки подписания соглашения об открытом небе, которую ЕС переносит уже в третий раз?
Причина особая, но не имеет ничего общего с Украиной. Там возникли вопросы про записи данных о Гибралтаре между Испанией и Великобританией. И там нет никакого политического подтекста.